Когда один из ведущих советских конструкторов по собственной инициативе решил разработать новую авиационную пушку, руководство не возражало. Тем более, что уже на стадии разработки оружие показалось перспективным и уже тогда на него стали возлагать определенные надежды. Но большого прорыва так и не случилось – до совершенства доработать 20-мм авиационную пушку Березина вовремя не успели, и на войну перспективное когда-то оружие попросту опоздало.
К весне 1941 года на вооружение ВВС СССР вот-вот должен был встать 12.7-мм пулемет УБ, также известный как ШВАК, автором которого был ведущий конструктор тульского ЦКБ-14 Михаил Евгеньевич Березин. Однако оружие тогда находилось на стадии пуска в производства и еще не успело справиться со своими «детскими болезнями». Но пулемет получался многообещающим, поэтому Березин самовольно решил воплотить в жизнь идею расширить калибр оружия до 20 мм, при этом общую конструкцию он менять не собирался. Так и началась история 20-мм авиационной пушки Березина.
Многообещающий проект конструктора Березина. /Фото: Wikipedia.org
Кроме уже известной ему компоновки конструктор в качестве боеприпаса взял существующий опытный боеприпас 20х110, который разработали в 1937 году для нужд советской авиации и зенитной артиллерии. Проектировка была завершена довольно быстро, и уже в первые дни войны пушка Березина проходила свои первые испытания.
Результаты были многообещающими: по весу пушка была совсем немного тяжелее ШВАКа, но мощнее и с большим темпом стрельбы. Следующие испытания проходили в августе 1941 года уже на базе истребителя ЛаГГ-3. А вот на Ил-2 их не установили: отдачи пушки с более мощным патроном оказалась слишком чувствительной для первых машин Ила.
Оружие получалось скорострельным и мощным. /Фото: airfiles.ru
История установки Б-20 на Ил-2 приобрела странный поворот, когда выяснилось, что в командование из разных мест поступают разные сведения о силе отдачи пушки. Но толком разобраться с этой ситуацией не успели: ЦКБ-14, на базе которого разрабатывали орудие, было эвакуировано в Челябинскую область.
Но проблемы, сумма которых в конечном итоге и стала причиной провала перспективной пушки Березина, только начинались. Переезд из города в город отнял у проектировщиков время на доработку Б-20. Но тут же пришла еще одна беда: конструктор Березин попал в аварию, серьезно травмировав позвоночник – сроки выполнения работ сдвинулись еще дальше.
Установить Б-20 на Ил-2 на первых порах не вышло. /Фото: alternathistory.com
Затем в командовании не поняли идею проектировать оружие под нестандартный патрон, тем более, что в условиях эвакуации «штамповать» новый боеприпас было бы крайне сложно. В итоге, поступил приказ переработать пушку под серийный патрон от ШВАК, хотя тот был менее мощным. Эта мера заставила Березина полностью переоборудовать затвор пушки.
Патроны, переделанные под Б-20. /Фото: wiki.warthunder.ru
За одной доработкой пришла другая, потом третья, и в результате доводка Б-20 была окончена лишь в конце 1943 года. Советские военные возлагали немалые надежды на новое оружие. Через два месяца, в феврале 1944 года вышел первый истребитель Ла-7, разработанный специально под оснащение ее тремя пушками Б-20. Но и на этом этапе не обошлось без доработок.
И хотя следующие испытания прошли успешно, драгоценное время, которое могло бы дать Б-20 возможность «выстрелить» в гуще боевых действий, было упущено: к 1944 году были спроектированы как минимум две новые авиационные пушки калибром 20 мм. Пусть оба конкурирующих проекта оказались менее перспективными и все же проиграли детищу Березина, на это «соревнование» также ушло немало времени. Б-20 приняли на вооружение лишь 11 октября 1944 года.
За годы войны пушка постоянно дорабатывалась. /Фото: airwar.ru
В период конца 1944-1945 годов было выпущено в общей сложности 9515 единиц оружия. Но первые серийные пушки не выдерживали стандартный отстрел в 5000 выстрелов. Поэтому немало единиц Б-20 пылились на складах, а Ла-7 в большинстве своем оснащали ШВАКами: по информации Novate.ru, из 6 тысяч истребителей только 368 было вооружено всеми тремя пушками Березина.
Кроме Ла-7, синхронными Б-20 оснащали также истребители Як-3 и Як-9У, а также несколько экспериментальных машин. Но в конечном результате на войну перспективная когда-то пушка опоздала – окончательно доработать ее удалось только после капитуляции Третьего рейха. К тому же в реалиях 1945 года Б-20 уже считалась морально устаревшей.
Пара Б-20, установленные на Як-3. /Фото: alternathistory.com
В дополнение к теме: Советский «Балтиец»: почему многообещающий пистолет так и не пошел в серию