Наверняка каждый хотя бы раз видел огромный подземный проходческий щит для бурения тоннелей, пускай, и на фотографии. Эти абсолютно потрясающие машины не только делают жизнь людей проще, но и позволяют экономить в процессе строительства ценнейшие ресурсы. Не говоря уже о том, что бурение тоннеля с использованием щита, как правило, занимает меньше времени в сравнении с другими способами. Однако, приходилось ли задумываться о том, какая судьба постигает эти машины в конце тоннеля? Что происходит с бурильным оборудованием, когда оно все-таки добирается до заветной «конечной»?
Большая и дорогая техника. /Фото: uaomos.news.
На сегодняшний день существенная часть тоннелей, в том числе для метро строится при помощи ТПМК – тоннелепроходческих механизированных комплексов. В сравнении с другими способами проходческий щит обладает рядом серьезных достоинств. Так, на мелком заложении щитовая проходка позволяет в принципе избежать открытого способа строительства тоннеля. Отсутствие необходимости раскрывать котлованы по всей длине проходки значительно удешевляет работы, так как отпадает необходимость переноса коммуникаций или сноса построек на пути тоннеля. При работе на глубоком заложении, ТПМК превосходит бурозврывной метод по скорости работы. Последнее благоприятно сказывается на общей стоимости строительных работ и скорости реализации проекта.
Исключительная полезная машина. /Фото: livejournal.com.
Если не вдаваться в подробности, то общий принцип действия ТПМК прост, как яйцо. Сначала проходческую машину по частям опускают в котлован, откуда будет начато строительство тоннеля. Рабочие собирают проходческий щит, после чего устанавливают фальштоннель из нескольких бетонных колец позади ТПМК. Они будут использоваться для приведения ТПМК в движение на начальном этапе работы. Дело в том, что движение щита вперед осуществляется при помощи огромных домкратов, которым нужна точка опоры. Ей и становится фальштоннель, который скорее всего будет разобран рабочими после завершения проходческих работ. Тем временем ротор срезает породу перед щитом, домкраты толкают машину вперед. Когда ТМПК проходит 1.2-1.8 метра, рабочие собирают новое бетонное кольцо тоннеля позади машины.
Часто просто оставляют в тоннеле. /Фото: ya.ru.
Домкраты щита упираются в новое кольцо, ротор режет породу, машина проходит следующие 1.8 метра, после чего рабочие собирают очередное бетонное кольцо тоннеля. Эта процедура повторяется снова и снова, пока ТМПК не достигнет конечного пункта. Хорошей скоростью продвижения считается результат в 20 метров в сутки. Для крупных городов он обычно ниже и составляет 6-10 метров в сутки. Движение ТМПК под землей корректируется при помощи лазерной навигационной системы и маркшейдеров. На следующую станцию-котлован щит выйдет с погрешностью всего в несколько сантиметров, что считается допустимым отклонением. Дальнейшая судьба проходческого оборудования зависит от ряда обстоятельств.
Чаще всего достают обратно на поверхность. /Фото: pressreleasefinder.com.
Но, пускай, описание работы ТПМК (очень) «широкими мазками» не вводит вас в заблуждение. Проходческие щиты – это крайне сложные и исключительно дорогостоящие машины. Вот только служит такая техника недолго. Редкий ТПМК способен пережить больше 10 проходок. Хотя в мире есть некоторое количество машин-рекордсменов, чаще всего степень износа оборудования оказывается настолько большой, что ремонтировать и модернизировать щит становится нерентабельно. В этом случае из ТПМК вынимают все оборудование, оставляя в тоннеле корпус машины, который в дальнейшем превращается строителями в отделочные кольца тоннеля. Впрочем, так поступают все-таки не всегда. Чаще всего проходческий щит все-таки разбирают и поднимают на поверхность прежде, чем котлован, в который он до этого прибыл, будет закрыт строителями.
Хватает на 10 проходов. /Фото: 21mm.ru.
В дальнейшем ТПМК везут по частям или сразу на новую стройку, или отправляется на базу хранения (что более вероятно). Кстати, из-за солидных размеров деталей проходческой машины перевозят щиты преимущественно в ночное время и только в сопровождении эскорта дорожной полиции. После прибытия на базу машину ждет техническое обслуживание, ремонт и модернизация. Если же степень износа щита оказывается слишком высокой, ТПМК списывают и отправляют на утилизацию. Однако, при всей «замороченности» подобного оборудование, в большинстве случаев применение проходческого щита полностью оправдано и позволяет экономить миллионы рублей на строительстве.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, зачем в СССР построили огромный атомный корабль с загадочными шарами на борту.