Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему у танков НАТО такие большие башни и широкие погоны



Почему у танков НАТО такая большая башня? В числе первого, что вы услышите от соотечественников, интересующихся оружием, наверняка будет шутка о том, что у американцев там диван, биотуалет, кофеварка или даже всё сразу. Особенно иронично в этом свете выглядит тот факт, что какой-нибудь Т-90М также имеет достаточно большую башню в сравнении с «классическими» советскими танками времён холодной войны. Однако, ни кофеварки, ни биотуалета там не замечено.


Тот самый МВТ-70.

Тот самый МВТ-70.


Для того чтобы ответить на этот вопрос, начать придётся с маленькой истории. Во второй половине 1960-х годов США и Западная Германия взялись за разработку нового танка, способного превзойти перспективный танк Советского Союза - MBT-70. Современному человеку знакомому с бронетехникой НАТО хотя бы по фотографиям окажется достаточно даже беглого взгляда, чтобы обратить внимание на главное сходство MBT-70 с современными танками Североатлантического альянса. Это конечно же огромная башня. Похожую конструкцию сегодня имеют все танки НАТО западной школы конструирования: немецкий Леопард 2, французский «Леклерк», британский Челленджер 2 и конечно же американский М1 «Абрамс».

Советский Т-64.

Советский Т-64.


Для сравнения, в те же 1960-е годы в Советском Союзе велась разработка собственного перспективного танка - объект 432. И его башня была заметно меньше. При этом и MBT-70, и объект 432 были детьми своего времени. Их создатели стремились к одним и тем же целям, правда, достигали их за счёт разных конструкторских решений… Так, советский 432-й имел не только низкий корпус, но и размещённый в нём автомат заряжения. Добавление последнего позволило сократить экипаж танка до 3 человек, что в свою очередь вело к закономерному сокращению габариты и массы боевой машины в целом и её башни в частности. И если кто-то до сих пор не догадался, то загадочный 432-й из 1960-х – это один из наиболее знакомых танков советской школы времён холодной войны. Сегодня эту машину знает буквально каждый под индексом Т-64.

Немецкий Леопард 2.

Немецкий Леопард 2.


В свою очередь германо-американский MBT-70 также получил автомат заряжения. Вот только установили его в отличие от будущего Т-64 не в корпус танка, а в башню. Так же западные конструкторы решились не весьма нестандартное решение – затолкать в башню весь экипаж боевой машины, включая механика-водителя. При этом последний должен был находиться в специальной стабилизированной неподвижной горизонтальной капсуле. Всё это привело к резкому увеличению не только габаритов, но и погона башни танка. В итоге конструкция MBT-70 оказалась слишком новаторской. Военным танк не понравился. На вооружение его так и не приняли, однако отдельные решения из MBT-70 всё-таки перекочевали в другие проекты. В частности, желание запихать всё самое важное в башню. Ведь так очевидно удобнее для экипажа, особенно если…

Французский Леклерк.

Французский Леклерк.


Отказываешься от автомата заряжания как такового. Как только последний исчез из башни проектируемых танков НАТО (не всех), это привело к закономерному обратному «распуханию» экипажа до 4 человек. Троих из которых западные конструкторы тут же предпочли разместить в башне танков. Там же для большего удобства пришлось размещать и основную часть боезапаса. Последний, храниться преимущественно в кормовой части башни. Например, у М1 «Абрамс» в там находится 34 выстрела из 55. В свою очередь у танков советской школы в башне и людей меньше, и снарядов нет. Некоторым исключением из описанной практики остаётся французский «Леклерк». В нем автомат заряжания (конвейерный) всё-таки есть, однако находится он в башне, а не в корпусе танка, вместе с 22 выстрелами (из 40) также как это было у экспериментального германо-американского MBT-70.

Российский Т-90М.

Российский Т-90М.


Всё это привело к тому, что танки НАТО традиционно имеют башню больших габаритов, а также более массивный погон из-за массы и размеров последней, в сравнении с танками советской школы. Впрочем, и здесь есть некоторые нюансы. Непосредственно диаметр погона у советских машин всё-таки больше из-за установки того самого автомата заряжания (примерно 2 245 мм против 1 980 мм). В заключение остаётся отметить, что сложно определить однозначно лучший подход в конструировании ОБТ, так как обе танковые школы имеют свои взаимосвязанные достоинства и недостатки. Так, например, на рубеже первой четверти XXI века автомат заряжания всё-таки добирается до перспективных разработок западных конструкторов. В то время как в России не стесняются перенимать кажущиеся удачными решения западной конструкторской школы. Например, в том же Т-90М в башню перенесли 18 запасных снарядов (из общих 40, основные 22 в АЗ), что тут же привело к закономерному увеличению её габаритов.

А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:



В продолжение темы читайте о том, почему многие автомобилисты остаются недовольны AGM-аккумуляторами.

Обратите внимание:

0
2261
Версия для печати