Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Эпоха мультипланов: почему в начале ХХ века создавали самолёты с десятками крыльев, если хватало двух



Когда в начале ХХ века братья Райт сумели взлететь в небеса, то это стало настоящим прорывом в истории человечества, а эту возможность пытались развить многие инженеры того времени. Однако, чтобы улучшить возможности летательных аппаратов, они далеко не всегда делали упор на качество, выбирая акцент на количестве. В данном случае речь идёт о числе крыльев, которых порой настраивали десятками. Так началась недолгая, но яркая эпоха мультипланов - ранних самолётов с одной из самых необычных конструкций.

Было время, когда казалось, что чем больше крыльев, тем лучше.

Было время, когда казалось, что чем больше крыльев, тем лучше.


Справедливости ради, мультипланы (также используются названия полиплан или многоплан) представляют собой довольно обширное понятие. Технически к ним относятся все самолёты, у которых больше четырёх линий крыльев. Однако стоит уточнить, что речь не всегда идёт о крыле в классическом понимании. В ряде случаев под ним понимают крыло-ячейку, а сам самолёт больше похож на огромную клетку или нечто, подобное на современное жалюзи. Ярким тому примером является модель Cygnet II, созданная в 1909 году Александром Беллом, где поместилось аж 3393 ячеек.

Cygnet II - рекордсмен среди мультипланов по количеству крыльев.

Cygnet II - рекордсмен среди мультипланов по количеству крыльев.


Концепция «мультиплан» как новое слово в зарождающемся воздушном транспорте, появилась и имела огромную популярность в самом начале ХХ столетия, когда поиск лучшего варианта самолёта происходил методом проб и ошибок. Учитывая, что сегодня такими конструкциями никто не очарован, становится ясно, что они не прижились, хотя попытки внедрить этот тип летательного аппарата предпринимались ещё более четверти века. Более того: по информации редакции novate.ru, подавляющее большинство мультипланов были настолько неудачными, что не могли даже оторваться от земли, и лишь единицам это действительно удавалось.

Период мультипланов был быстрым, но ярким и необычным.

Период мультипланов был быстрым, но ярким и необычным.


Было несколько людей и машин с кучей крыльев, оставивших след в истории. Самым ярким поклонником идеи мультиплана оказался инженер из Англии Горацио Фредерик Филлипс, который, родившись ещё в 1845 году, обожал небо ещё до того, как это стало мейнстримом благодаря братьям Райт. Интересно, что первый проект мультиплана он создал на бумаге очень рано, в 1866 году, но тот концепт дальше задумки не пошёл.

Один из ранних проектов многоплана Филлипса.

Один из ранних проектов многоплана Филлипса.


Впервые же построить опытный образец он сумел к 1893 году, и этот мультиплан, известный как Phillips Flying Machine, обладал полусотней плоскостей, которые составляли огромное крыло размерами 2х6 метров. Самое удивительное, что эта монструозная конструкция действительно поднялась в воздух, правда, летала на привязи и по кругу, но развивала скорость в 65 км/час. Следующие 10 лет ушли на доведения до ума Multiplane № 2, который должен был поднять в воздух человека. Существует неподтверждённые данные, что та машина с 32 крыльями всё-таки пролетела 25 метров, но официально этот полёт так и не признали.

Один из самых известных мультипланов Филлипса, который, вроде как, полетел.

Один из самых известных мультипланов Филлипса, который, вроде как, полетел.


На этом Филлипс не остановился: его третий прототип оказался неудачей, а вот четвёртый пролетел 150 метров, став признанным пионером в британской авиации многопланов. Причём крыльев-ячеек там было действительно много - около 200 единиц. Но и это было не рекордом, ведь достижения Филлипса в количестве крыльев умудрился побить ещё в 1907 году другой известный изобретатель. Им был Александр Белл, который вошёл в историю созданием телефона - именно его, упомянутый ранее Cygnet II продолжает удерживать рекорд по количеству крыльев на одном самолёте.

Летательный аппарат с 200 крыльями-ячейками - норма для начала ХХ века.

Летательный аппарат с 200 крыльями-ячейками - норма для начала ХХ века.


Вот только Cygnet II при всей своей монструозной конструкции, видимо, оказался её же жертвой - мало того, что он был плохо управляемым, так ещё и просто распался в воздухе во время одного их тренировочных тестов. Была и масса других изобретателей и моделей, которые за счёт числа крыльев пытались создать идеальный летательный аппарат. Однако это было банально не нужно, ведь тот же самолёт Райтов был бипланом, и именно эта конструкция стала считаться оптимальной в то время, ещё и строилась дешевле. Поэтому мультипланы, при наличии некоторых успехов, так и остались странным концептом ранних авиаконструкторов.

Хочешь узнать больше о более удачливом самолёте, который стал почти бессмертным? Тогда читай: Почему для устаревшего кукурузника АН-2 так и не смогли создать замену

Обратите внимание:

0
1983
Версия для печати