Муаммар Каддафи – личность неоднозначная. Было бы наивно, недальновидно и нечестно идеализировать как его самого, так и политический режим, созданный бывшим полковником ливийской армии после государственного переворота 1969 года. Однако, не менее наивно было бы мазать все правление Каддафи дегтем. Безусловно, не последнюю роль в этом еще до гражданской войны сыграли всевозможные «партнеры». Однако, сегодня речь пойдет не о межгосударственных интригах, а об одном из тех проектов, что действительно мог изменить жизнь Ливии к лучшему.
Сельское хозяйство Ливии сильно органичено. Страна дает не более 20% от собственной потребности в зерновых. |Фото: flectone.ru.
Речь идет о так называемой «Великой рукотворной реке». В 1950-е годы в Ливии искали нефть. Там, где искали «черное золото» в тот раз, нефть не нашли. Зато нашли много воды, пригодной для питья. Наткнулись геологи на Нубийский водоносный слой. В начале 1960-х годов в стране впервые прозвучала идея о создании огромной ирригационной системы. В последствии сам Каддафи назовет этот проект не иначе как «Восьмым чудом света». Скромно и без пафоса (сарказм). Справедливости ради, перспективы у «Великой рукотворной реки» лишь по предварительным расчетам были впечатляющими.
Рукотворная река Каддафи открывала новые перспективы. |Фото: latifundist.com.
Эксперты посчитали, что перспективный ирригационный проект сможет сделать поливными около 130 тысяч гектар или 1.3 тысячи кв.км. Много это или мало? Мягко говоря, на «восьмое чудо света» проект не тянет. Общая площадь Ливии – 1.76 млн кв.км. Площадь пригодных для земледелия территорий – 22 тысяч кв.км. Поэтому для Ливии проект «Великой рукотворной реки» действительно был крупным. Но ни о каком превращении Сахары в «зеленый рай» речи не шло и близко. Просто для сравнения: площадь Беларуси составляет всего 207 тысяч кв.м, при этом только пахотных земель в республике около 56 тысяч кв.м. Т.е. при площади страны в 8 раз меньше, республика имеет пахотных территорий в 2 раза больше из-за разницы в природных условиях.
Проект ирригации был огромным, но все-таки не таким большим, как его изображают в пропаганде. |Фото: livejournal.com.
Что действительно могла сделать чудо-река Каддафи? Она могла, пускай, и не радикально, но все-таки ощутимо сократить зависимость Ливии от импорта зерновых. Для понимания, страна лишь на 15-20% способна обеспечивать себя зерном. Перспективы ее сельского хозяйства ограничены. Поэтому «Великая река» была одним из тех проектов, когда делать хоть что-то – это уже намного лучше, чем не делать вообще ничего. При этом и само строительство, и его результаты создавали дополнительные трудовые места и давали импульс к развитию промышленности.
Великая рукотворная река смогла бы сократить импорт зерна. |Фото: livejournal.com.
Прокладка ирригационной системы началась в 1984 году. В 1989 году пошла первая вода. В тот же год было открыто два новых водохранилища. В 1996 году вода дошла до Триполи, а в 2007 до Гарьяна. Некоторые эксперты считают, что проект Каддафи действительно смог стать самой большой ирригационной системой в истории человечества. Каждый день только в крупнейшие города страны «река» поставляла более 6.5 млн куб.м перьевой воды. Ливийцами была построена сложнейшая система акведуков и труб, а также прорыто свыше 1.3 тысячи скважин. Как уже было отмечено, на «Восьмое чудо света» проект не тянул. Однако, плоды труда ливийского народа все равно впечатляли и даже в недостроенном виде «Великая рукотворная рука» была серьезнейшим инфраструктурным проектом.
Система ирригации на карте Ливии. ¦Фото: livejournal.com.
К слову, строили ее не только ливийцы. На проекте активно трудились специалисты из разных страны, в том числе из Советского Союза, а впоследствии России и Украины. Что же стало с этой без капли сарказма грандиозной стройкой? После начала гражданской войны в 2011 году в Ливию была совершена интервенция стран НАТО во главе с США. В ходе бомбардировок авиация интервентов практически полностью уничтожила детище Каддафи.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про железные дороги России: от первых освоений Сибири до скоростных поездов более 100 км/ч.