В Советском Союзе разрабатывалось и производилось большое количество автомобилей для потребительского рынка. Даже в лучшие годы машина для большинства граждан оставалась предметом роскоши. Однако, были автомобили и вовсе недоступны для простых соотечественников. И причина тому была не столько в деньгах, сколько в банальной принципиальной недоступности некоторых моделей для внутреннего рынка.
1. Moskvich 1500
Праворульный Москвич. /Фото: ya.ru.
Весьма экзотический вариант экспортного Москвича-412, который собирался в Советском Союзе не просто для европейского рынка, а конкретно для рынка Великобритании. Пункт назначения модели красноречиво выдает расположение руля – справа. Примечательно, что автомобиль неплохо продавался на туманном Альбионе. В первую очередь потому, что экспортный Москвич-412 для любителей чая с печеньем оказался едва ли не в два раза дешевле обычной экспортной модификации. Англичане высоко оценили 1500-ый за хорошую вместимость, проходимость и динамику. При этом раскритиковали машину за слабенькие тормоза. От оригинального 412-го экспортные модели отличались оснащением кузова (зеркалами, бамперами, покраской), интерьером и оснащением салона, двигателями оснащенными распределителями зажигания Bosch Р147, трансмиссией и колесами.
2. Lada 1300ES
Копейка для Альбиона. /Фото: drive2.ru.
Еще одна примечательная экспортная модель, разработанная советскими специалистами для поставок в Великобританию. В основе модели лежит знаменитый ВАЗ-2101. От оригинала экспортная модель отличалась не только наличием правого руля, но также кузовом, выполненным из более толстого металла, усиленной трансмиссией, продвинутым стартером, наличием антикоррозийной обработки и некоторыми другими «плюшками». Кроме того у 1300ES был заметно более широкий ассортимент цветов для покраски кузова.
3. UAZ Martorelly
В Италии УАЗ любят и сегодня. /Фото: drive2.ru.
Советские внедорожники производства УАЗ пользовались неплохой популярностью и за пределами Советского Союза. Покупали их и в странах Запада, в частности УАЗ понравился итальянцам. Совместное производство локализованных УАЗ в Италии наладили братья-предприниматели Марторелли. Автомобиль получил обновленный дизайн и улучшенный салон. На итальянских УАЗ как правила появлялся гидроусилитель руля. Некоторые модели обзаводились жесткой крышей. В целом братья Марторелли работали по принципу «любой (почти) каприз за ваши деньги». Доработка, переоснащение и дооснащение УАЗ велось уже в Италии. Главным же отличием, как и в случае с другими экспортными моделями был двигатель. Марторелли предлагали покупателям разные варианты: с советским бензиновым УМЗ-451М, с дизелем Peugeot XD2, бензиновыми моторами FIAT, а также с турбодизелем собственной разработки Витторио Марторелли.
4. Lada Natacha
Отличный автомобиль могу получиться. /Фото: avtoamerika.by.
«Наташа» — это результат совместных усилий советских и бельгийских специалистов. В основе проекта лежит хорошо знакомый ВАЗ-2108. Помимо кузова кабриолет, от оригинала автомобиль отличался в первую очередь форсированным двигателем и улучшенной подвеской. К работе и над тем, и над другим приложили руку специалисты Porsche. Мощностью «Наташа» похвастаться не могла, однако на шоссе вела себя вполне бодро и уверенно. Большого количества дополнительных функций в советско-бельгийском бюджетном кабриолете не было. Упоминания достойный разве что появившиеся электростеклоподъемники и кондиционер. Машина проектировалась на закате существования Советского Союза из-за чего свет увидела только после его распада. В серию «Наташа» пошла лишь в 1992 году. В производстве авто продержалось 5 лет, правда собирали экспортную «Ладу» в откровенно штучных количествах. В общей сложности в 1990-е годы собрали всего 457 таких.
5. Aleko 141
Автомобиль для Германии. /Фото: kolesa.ru.
Экспортная улучшенная версия советского автомобиля Москвич-2141, разработанная во второй половине 1980-х годов. Предполагалось, что модель пойдет на экспорт в Германию (в первую очередь в ГДР). Однако по экономическим причинам, начать производство Aleko 141 до распада СССР так и не получилось. Первый автомобиль увидел свет лишь в 1990 году, а на экспорт они и вовсе отправились в 1993. От оригинально 2141-го, Aleko отличался улучшенной электроникой, пластиковым бензобаком, возможностью установки (за доплату) разного рода аксессуаров вроде часов, люка, литых дисков, магнитолы, фаркопа и т.п. Но главное отличие было конечно же в двигателе. Оснастили «Москвич» импортным дизельным Ford XLD418. Однако, несмотря на неплохую динамику, успеха в Германии в начале 1990-х машина так и не снискала.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Студебекер» по-советски: за что водители любили и ненавидели ЗИЛ-157.