
Военные корабли создавались с расчётом на долгую эксплуатацию в самых экстремальных условиях, но некоторые моменты в их обслуживании вызывают большие вопросы. К примеру, один из самых спорных и необычных моментов в их эксплуатации — обливание забортной водой. Казалось бы, зачем поливать стальной корпус посреди моря? За этим простым и загадочным действием скрывается целая система технических и тактических задач, которые помогают сохранить корабль в строю и даже спасти жизнь экипажу.
Зачем забортная вода военному кораблю

Сам процесс удивителен сам по себе, если не знать всю историю.
Забортной называют морскую воду, которую корабль забирает за бортом через специальные клапаны и насосы. Она используется во многих системах — от охлаждения двигателей до пожаротушения и санитарных нужд. На военных кораблях забортная вода является жизненно важным ресурсом, который берётся прямо из моря и используется для решения множества задач, связанных с поддержанием работоспособности корабля и всей техники. Причина, по которой выбирают именно забортную воду, простая: военный корабль постоянно окружен водой, поэтому использовать её для технических нужд экономично и удобно. Системы забора встроены в корпус и обеспечивают стабильный поток, необходимый для охлаждения, гидравлики, а также для создания специальных защитных водяных завес. В свою очередь, поливать корпус забортной водой — это часть рутины и обычная работа, благодаря которой корабль может выдерживать экстремальные нагрузки и сложные условия эксплуатации.
Борьба с перегревом и сохранение технических систем

Основная цель - охладить корабль.
Одной из главных задач обливания забортной водой является охлаждение. Военные корабли оснащаются мощными двигателями, генераторами и электроникой, выделяющими большое количество тепла при работе. Это особенно важно для боевых кораблей с газотурбинными двигателями или реактивными установками, где температура внутри агрегатов может достигать критически высоких значений.

Корабль в облаке солёных брызг и пара.
Немалую часть энергии от работающего оборудования принимает на себя корпус, а забортная вода отводит тепло от него и из систем охлаждения, предотвращая таким образом перегрев. Обливание снаружи помогает поддерживать корпус и оборудование в безопасном температурном режиме, снижая риск аварий и поломок. В боевых условиях, когда двигатели работают на максимальных оборотах, этот процесс становится вопросом выживания. Без подобных мер перегрев мог бы привести к выходу из строя важных узлов и потере боеспособности корабля. В истории известны случаи, когда из-за перегрева и отсутствия адекватного охлаждения корабли получали серьёзные повреждения, иногда необратимые. Обливание морской водой — не просто технический приём, а жизненно необходимая мера.
Маскировка, защита от огня и коррозия

Оборотная сторона - повышенная коррозия.
Обливание забортной водой помогает не только охлаждать, но и снижать видимость корабля в инфракрасном диапазоне. Современные технологии шагнули далеко вперёд, и на военных кораблях широко используются тепловые датчики и тепловизоры, при помощи которых экипаж ведёт поиск других кораблей, в том числе и потенциальных целей. Когда корпус охлаждается водой, инфракрасное излучение уменьшается, что в свою очередь затрудняет задачу противника и не даёт прицелиться.

Коррозия и соляные отложения - неизбежное зло.
Кроме того, вода помогает охладить корпус, если он нагревается от солнечных лучей или в экстренных ситуациях, если на борту возникает пожар. Постоянное увлажнение помогает в профилактике повреждений, но в этом есть и оборотная сторона: морская вода в большом количестве содержит соли и минералы, ускоряющие коррозионные процессы, а потому непосредственно корабль во время подобных процедур подвергается серьёзной опасности с долговременным эффектом. Для защиты металла на кораблях применяют специальные покрытия и проводят регулярное техническое обслуживание. Обливание водой — это одновременно и защита в экстремальных экстремальным ситуациях, и угроза для корабля.
Любопытные факты и детали о водных процедурах

Расход воды по-настоящему огромен.
1. Расход забортной воды при интенсивном обливании может достигать нескольких тонн в минуту — это своего рода «живой щит», который корабль создаёт вокруг себя. Такой поток эффективно охлаждает поверхность корпуса и формирует дополнительный барьер против высоких температур и химических веществ е случае, если в корабль попадает снаряд или зажигательные вещества. В условиях боя это помогает минимизировать повреждения и сохранить работоспособность оборудования.

Мелкодисперсное распыление - более эффективный метод.
2. На некоторых современных кораблях применяются системы распыления воды в виде тончайшего тумана. Мелкие капли воды, благодаря большой площади испарения, отводят тепло намного эффективнее, чем «монолитная» жидкость. Эта технология позволяет экономить воду и поддерживать оптимальную температуру корпуса при интенсивных нагрузках. Даже так на корабле это сказывается не лучшим образом. Морская вода содержит множество солей и минеральных соединений, которые откладываются на корпусе в виде солевых наслоений. Эти отложения ухудшают гидродинамические свойства судна и требуют регулярной очистки и применения защитных покрытий. Постоянное обливание одновременно охлаждает корпус и способствует ускорению коррозионных процессов, если не соблюдаются меры профилактики. Поэтому здесь всё не так однозначно.

Система охлаждения эффективно тушит пожары.
3. В случае пожара на палубе забортная вода становится самым доступным и эффективным средством тушения. Большие объёмы воды охлаждают поверхности, препятствуют распространению огня и снижают риск взрыва боеприпасов или топлива. В таких ситуациях обливание превращается из профилактической меры в неотъемлемую часть спасательной операции, когда природные ресурсы используются на полную катушку. Современные корабли оснащены датчиками температуры и системами автоматического регулирования подачи забортной воды. В этих случаях автоматика самостоятельно следит за температурой корпуса и расходом воды, увеличивая его при необходимости. Это обеспечивает оптимальный режим охлаждения.

Использование этой системы может быть небезопасным, особенно в северных широтах.
4. Если процесс поливания слишком интенсивный, палуба корабля окатывается потоками воды под большим давлением, что само по себе представляет большую опасность. По этой причине обучению экипажа уделяется особое внимание, вплоть до проведения совместных тренировок. В противном случае несогласованные действия приводят к получению серьёзных травм и к выходу из строя дорогостоящего оборудования, особенно при низких температурах. В холодных широтах забортная вода может замерзать на корпусе, образуя ледяную корку. Это создаёт дополнительные сложности для экипажа и служб технического обслуживания, так как лед увеличивает вес судна, ухудшает манёвренность и создаёт массу других проблем. Если подобное происходит, в ход идут системы обогрева и обработки поверхностей.

Система охлаждения и пожаротушения давно стала стандартом.
5. Интересно, что даже испытания новых кораблей включают в себя проверку того, насколько эффективны различные методы поливания забортной водой. При этом инженеры экспериментируют с формой подачи воды, её расходом и давлением, комбинируя всё это с другими средствами защиты, чтобы повысить эффективность охлаждения и добиться каких-нибудь тактических преимуществ.
Ещё интересное с нашего канала:
6 бытовых женских дел, которые в СССР были нормой, а сейчас кажутся дикостью
Какой бы необычной ни выглядело использование системы охлаждения, некоторые корабли куда интереснее. Их строят для выполнения нестандартных задач, и они могут похвастаться нетривиальной конструкцией, способной удивить даже специалистов.
