Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Технологии малозаметности уже успели продемонстрировать свои возможности и сыграть большую роль в ведении военных действий. Они активно развиваются и совершенствуются, причём не только в воздухе, но и на воде. Военные всегда хотели заполучить корабли, способные передвигаться практически незамеченными, и некоторые из самых интересных идей конструкторы уже успели воплотить в металле.


1. Sea Shadow

Sea Shadow. / Фото: mavink.com

Sea Shadow. / Фото: mavink.com


Подразделение Skunk Works, входящее в состав Lockheed Corporation, зародилось ещё в 1943 году, когда ребром стал вопрос о разработке секретных технологий для американских самолётов новых поколений. В частности, прорабатывались вопросы уменьшения заметности самолётов для радиолокационных станций. Компания достигла в этой области больших успехов и в какой-то момент расширила применить полученные знания в разработке специальных покрытий для подводных лодок, чтобы защитить их от обнаружения гидролокаторами. Проект оказался интересным и выполнимым, но Министерство обороны его забраковало из-за снижения расчётных характеристик субмарины, и тогда компания переключилась на военные корабли.

Sea Shadow. / Фото: globalsecurity.org

Sea Shadow. / Фото: globalsecurity.org


У Lockheed Martin уже был малозаметный штурмовик Lockheed F-117 Nighthawk, поэтому использованные в нём технологии решили просто адаптировать к новым условиям эксплуатации. По крайней мере это было легче, чем создавать невидимую подводную лодку, поскольку корабль нужно было прятать не от гидролокаторов, а от привычных РЛС. Малозаметные технологии использовали по тому же принципу: корпус защитили аналогичным покрытием, поглощающим электромагнитные волны, а углы подобрали таким образом, чтобы излучение от локаторов отражалось в другую сторону. Судно Sea Shadow имело два киля и передвигалось на подводных крыльях, а поверх корпуса была смонтирована система капельного орошения, уменьшающая тепловой след.

Sea Shadow. / Фото: globalsecurity.org

Sea Shadow. / Фото: globalsecurity.org


Правда, будущего у Sea Shadow не было, корабль выполнял роль всего лишь плавающей лаборатории для отработки военных технологий, хоть и имел огромный потенциал. По большей части он управлялся автоматикой, а его минимальный экипаж составлял 4 человека. После его списания корабль попросту продали за сумму, которая практически в 100 раз была меньше затрат на его постройку. Причём согласно условиям договора, новый владелец не мог выйти на нём в море или держать у пирса, а должен был сразу же разобрать и утилизировать.

2. M80 Stiletto

M80 Stiletto. / Фото: mavink.com

M80 Stiletto. / Фото: mavink.com


Это ещё одна перспективная разработка, созданная компанией M Ship для Пентагона. Серийного производства никто не планировал, M80 Stiletto должен был стать испытательным стендом для новейших технологий скрытности. Конструкторы таким образом пытались решить глобальную проблему всех судов – лёгкое обнаружение при помощи современных средств радиолокации и визуального наблюдения. Помимо РЛС, судно можно обнаружить по кильватерному следу, поэтому конструкторы пытались уменьшить его и сделать не таким заметным.

M80 Stiletto. / Фото: military-review.com

M80 Stiletto. / Фото: military-review.com


Для этого использовали несколько интересных технологий, позаимствованных в том числе у военных самолётов. Радиоволны от радаров частично отражались от корпуса и уходили в сторону от РЛС, и частично поглощались специальным покрытием, но с кильватерной струёй всё оказалось сложнее. Она всё равно остаётся за кормой проходящего корабля, поэтому её придумали «гасить» при помощи киля сложной формы. Он имел форму двойной буквы «М». Поднимаемые центральным килем потоки воды закручивались в соседних углублениях, теряли свою силу и нем поднимали больших волн, которые можно было бы зафиксировать радаром. Да и увидеть след корабля было гораздо сложнее. Большой плюс M80 Stiletto – высокая скорость, она составляла 50 узлов. Само же судно было достаточно велико, чтобы вместить в себя несколько десантных лодок с жестким корпусом.

M80 Stiletto. / Фото: mavink.com

M80 Stiletto. / Фото: mavink.com


Экспериментальное судно M80 Stiletto неоднократно принимало участие в разнообразных учениях, а также в миссии по поиску приводнившегося оборудования. Использовали его и в военных операциях в составе береговой охраны. Корабль до сих пор на ходу и базируется в штате Вирджиния.

3. HSwMS Smyge

HSwMS Smyge. / Фото: ello.co

HSwMS Smyge. / Фото: ello.co


Шведские специалисты тоже создавали опытное судно для испытания новейших технологий в области скрытности и тестирования передового радиоэлектронного оборудования. Специально для военно-морского флота конструкторы верфи Karlskrona Varvet разработали и построили катер на воздушной подушке Smyge.

HSwMS Smyge. / Фото: mavink.com

HSwMS Smyge. / Фото: mavink.com


Катер имел две особенности: все детали его обшивки были покрыты радиопоглощающим материалом, а выступающие элементы корпуса закрыты специальной сеткой. Последняя использовалась, поскольку любая выступающая часть имела куда большую отражающую способность.

HSwMS Smyge. / Фото: airbase.ru

HSwMS Smyge. / Фото: airbase.ru


В отличие от прочих экспериментальных судов, здесь предусматривалась установка целого набора вооружений в виде модулей, которые должны были выбираться в зависимости от поставленной задачи. Многочисленные испытания принесли большую пользу, а полученные результаты были использованы для строительства экспериментального судна побольше.

В Советском Союзе тоже создавали много перспективных проектов, но не все они находили воплощение. Так произошло и со стратегическим экранопланом Бартини.


Обратите внимание:







2410
3.07.2023 11:16
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё