В Третьем рейхе инженеры были откровенными поклонниками гигантских и амбициозных проектов. Авиация исключением не являлась. И если концепт летающей лодки не был в тридцатые годы прошлого столетия чем-то уникальным, то именно немецким разработчикам удалось создать такую машину, которая должна была, по сути, заменить комфортабельные круизные лайнеры на трансатлантических рейсах - причем как на воде, так и в воздухе. Правда, билет в жизнь амбициозный проект Третьего рейха не получил, а вот в историю сразу несколькими названиями вошёл.
Макет уникального немецкого гидросамолета. /Фото: bel-air-models.com
История этого амбициозного проекта началась в те времена, года спрос на рейсы через Атлантику был максимальным, а осуществлялись они в основном по воде, а если и по воздуху, то в большинстве своём посредством дирижаблей. А вот немецкий конструктор Клаудиус Дорнье, пожалуй, на протяжении всего своего профессионального пути нес идею создания большой летающей лодки, которая была бы способна выполнять регулярные полеты через Атлантический океан.
Первую попытку осуществить свою амбициозную задумку была предпринята инженером еще в 1929 году: тогда впервые поднялась в небо 12-моторная летающая лодка Do X - именно так назывался опытный образец гидросамолета, который стал отправной точкой в долгой истории этого концепта. Однако эта попытка ни к чем не привела: тогда решили остаться с кораблями и дирижаблями
Do X во время полета над Дунаем в 1933 году. /Фото: livejournal.com
Но Клаудиус Дорнье не отступал, снова и снова разрабатывая свою идею. В результате в середине тридцатых годов прошлого столетия он презентовал новый проект под новым же названием - Do 20. С технической точки зрения Do 20 представлял собой серьезно доработанный и модернизированный первый прототип Do X. И хотя впечатление от этого концепта у зрителей и специалистов осталось положительное, взяться за производство никто не решился, и заказ Дорнье не получил и в этот раз.
Сохранившееся изображение макета Do 20. /Фото: secretprojects.co.uk
Теперь он решил штурмовать неприступных потенциальных заказчиков хитростью. Все дело в том, что как раз в это время в Америке активно разрабатывалась практика применения «клиперов» – крупных грузопассажирских летающих лодок, что только приближало налаживание регулярного грузопассажирского авиасообщения через Атлантику. К тому же американцы уже успели спустить на воду гидросамолет Boeing 314.
Появление похожей летающей лодки в США расшевелило немцев. /Фото: pinterest.de
Именно этот процесс на Западе позволил Клаудиусу Дорнье все-таки добиться внимания к проекту, причем уже с новым названием Р 93. Заинтересованность проявили две крупнейшие немецкие авиакомпании - Lufthansa и Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM). Они же и дали ход уже официальной разработке нового проекта, в котором был собран и весь накопленный компанией Dornier во время предыдущих попыток опыт.
В сущности проект Р 93 представлял собой создание летающей лодки с высокорасположенным свободнонесущим крылом, которая могла эксплуатироваться с в открытом море. Поднимать в воздух крупную машину должна была силовая установка из восьми двигателей. И ведь поднимать было что: взлетная масса Р 93 равнялась около сотни тонн. При этом гидросамолетом за один раз планировалось перевозить 36 пассажиров со средней скоростью в 400 км/час. Максимальная дальность полета Р 93 составляла бы шесть тысяч километров.
Немецкий пассажирский гидросамолет. Современная реплика в масштабе. /Фото: youtube.com
Учитывая тот факт, что речь шла о создании комфортабельного пассажирского лайнера, предполагалось наличие довольно дорогой и шикарной отделки. Однако при этом не исключалось перепрофилирование летающей лодки с осуществления трансатлантических рейсов на эксплуатацию на трассах малой дальности. В этом случае Р 93 был бы способен одновременно транспортировать уже до сотни пассажиров.
Первое официальное решение относительно будущего амбициозного проекта летающей лодки пришлось на июнь 1939 года. К тому моменту разработка уже была на таком уровне, что проекту было присвоено новое официальное название Do 214. С лета 1939 года начался новый этап создания трансатлантического гидросамолета. Так, были окончательно распланированы помещения внутри Do 214. Также разработчики определились с системами и оборудованием, которое бы применялось в новой машине.
Чертежи и планировка самолета. /Фото: luft46.com
В качестве силовой установки были выбраны, как и в прошлых вариациях, восемь двигателей DB 606 со взлетной мощностью по 2600 л.с. В качестве альтернативы предполагалось также использовать моторы Jumo 218 взлетной мощностью по 3000 л.с. Однако последний в конечном итоге так и не был применен, оставшись лишь расчетом на бумаге. Изменился в сторону увеличения по сравнению с другими прототипами и взлетный вес Do 214 - примерно до 125 тонн.
Интересно, что концепт, который ранее добивался получения заказа несколько лет, в 1939-м году решили воплотить сразу в двух вариантах. Был запущен параллельный проект Do 214, инициатором которого стала сама компания Dornier: фирме Schempp-Hirth под руководством Ульриха Хюттера было поручено создать аналогичный самолет, но в масштабе 1:5 по отношению к оригиналу. Данная разработка получила отдельное имя - Gö 8.
В конце 1930-х годов разработка проекта шла очень активно. /Фото: alternathistory.com
Разработка же основного проекта продвигалась довольно активно, поэтому уже осенью 1939 года запустили сборку опытного макета. Вот только на этом же этапе и началось замедление процесса - всему виной оказалась начавшаяся Вторая мировая война. Само собой, что в такой период большая часть ресурсов промышленности и авиастроения была направлена на наращивание военного потенциала, а потому проекту пассажирской летающей лодки уделялось все меньше внимания.
Тем не менее, разработчики компании Dornier продолжали разработку своего детища. Причем работали весьма расторопно: так, в период с 1939 по 1941 годы была полностью определена техническая сторона, создана планировка внутренних помещений и даже частично создан их возможный интерьер, а также варианты перепрофилирования помещений на случай возникновения необходимости увеличить объемы вместимости. В рамках этой работы также был использован опыт, полученный при разработке Gö 8.
Макет Do 214 в музее компании Dornier . /Фото: wikipedia.org
Однако ситуация вокруг Do 214 резко изменилась в 1941 году после вторжения Третьего рейха на территорию СССР. Было принято решение перепрофилировать пассажирский гидросамолет в боевую машину. Работа была выполнена оперативно: по данным редакции Novate.ru, уже к сентябрю того же года был представлен проект самолета под новым индексом Р 192, в пятью вариациях в зависимости от типа вооружения. И хотя компания Dornier приступила к соответствующей работе по переоборудованию, в 1943 год проект попросту закрыли.
В дополнение к теме: Покорить и воду, и небо: как в СССР пытались создать летающую подводную лодку