Советский экспериментальный вертолет В-12 или Ми-12, впервые поднявшийся в небо в 1968 году, мог стать самым большим и мощным серийным вертолетом в истории. При массе 69.1 тонны 12-ый мог подниматься в небо с массой 105 тонн. Даже при условии, что часть массы нужно было отдать под топливо и экипаж, 20-25+ тонн В-12 точно смог бы поднять. А как обстоят дела с грузоподъемностью у серийных современных машин?
1. Ми-26 – 26 тонн
Советский вертолет на десятилетия. |Фото: Twitter.
Советский и российский тяжелый многофункциональный транспортный вертолет. На сегодняшний день считается самым большим и грузоподъемным вертолетом в мире. Сегодня стоимость одной такой машины составляет 25 млн долларов. В общей сложности было произведено 318 таких машин. Основными операторами являются Россия, Беларусь и Алжир. Машина способна поднимать до 20 тонн. Так что в некоторым смысле свой В-12 Советский Союз, а теперь и Россия все-таки получили.
2. CH-47F Chinook – 12 тонн
Ми-26. Тот что сверху. Чинук там болтается на спасательных тросах. |Фото: Twitter.
Настоящий сторожил ВВС США. Подумать только, службу 47-ой начал еще во времена Войны во Вьетнаме. Свой первый полет машина совершила в 1961 году. С тех пор используется по сей день. Вдумайтесь только: американцы наклепали эти штуковин больше 1 200 единиц. Отличается вертолет не только характерным легко узнаваемым дизайном, но и тем, что может нести 12 тонн полезной нагрузки.
3. Sikorsky CH-53K King Stallion – 16 тонн
Красавец Сикорского. |Фото: navalnews.com.
Просто так нельзя взять и дойти с Кольцом Всевластия до Роковой горы, найти носок в пару и не вспомнить о том, какого человека Родина потеряла в лице Сикорского! А знали ли вы, что в начале XIX века хлопчатую и пороховую промышленность в США поднимали французские эмигранты, беглецы от Великой французской революции конца XVIII века? Интересно, сокрушаются ли теперь по этому поводу жители Пятой республики…
Тем не менее, вертолеты «Sikorsky» делает действительно добротные. Именно его конторой созданы знаменитые транспортно-штурмовые «Черные ястребы». А в 2015 году компания представила «King Stallion». Производство машин было запущено в 2021 году, так что пока эти красавцев совсем немного. Чистая грузоподъемность машины выглядит более, чем достойно. При массе пустого CH-53K в 15 тонн, вертолет влёгкую поднимает еще 16 тонн в грузовом отсеке или на подвесе.
4. Eurocopter EC725 – 6 тонн
Европа все еще может. |Фото: flickr.com.
Французско-германская компания «Eurocopter» спешит напомнить о том, что в Европейском Союзе могут сделать свой собственный вертолет, если понадобится. Ну, а если не понадобится, то все равно можно купить у друзей из «Sikorsky» или «Boing». Ведь можно? Что касается EC725, то на фоне лучших американских и советских образцов техники вертолет звезд с неба не хватает. Все-таки 6 тонн – это не 12, не 16 и уже тем более не 26. Справедливости ради корректнее сравнивать EC725 с куда менее впечатляющими Sikorsky S-92 или Ми-8. Однако, как говорится: чем богаты.
5. Ми-6 – 12 тонн
Хороший вертолет. До сих пор в строю. |Фото: авиару.рф.
В Советском Союзе была какая-то «болезнь» делать самое-самое. Но, как говорится: а где здесь минусы? До первой половины 1960-х поднявшийся в небо 6-ой оставался самым грузоподъемным вертолетом в мире. В кабину Ми-6 можно было напихать до 12 тонн полезной нагрузки. Кстати, создавалась машина в первую очередь для армии, так как последней срочно понадобилось какое-то воздушное средство для транспортировки ракет семейства «Луна». Не производятся Ми-6 с 1980-го года. Однако, эксплуатируются по сей день. После себя советская власть оставила 926 таких машин.
6. AgustaWestland AW101 – 5 тонн
Британо-итальянский вертолет. |Фото: avtotachki.com.
Британо-итальянский вертолет средней грузоподъёмности. Как и в случае Eurocopter EC725, корректнее было бы сравнивать AW101 с советским Ми-8 или американским S-92. Первый полет машина совершила в 1987 году, однако в производство пошла только в 2000. Вертолет также известен под армейским обозначением Merlin HM.Mk. Охотно покупают машину почти во всех странах НАТО, а также в государствах-сателлитах США. Продают военные Merlin даже в армию Японии.
7. Changhe Z-18 – 5 тонн
Китай теперь в клубе. ¦Фото: keywordbaskets.com.
Собственные вертолеты теперь есть и у Китая. Настоящих тяжеловесов в Поднебесной пока не производят, а вот собственные универсальные вертолеты средней грузоподъемности в стране уже есть. А ведь казалось бы, не так давно эти люди разве что копированием кроссовок и джинсов занимались! Свой первый полет Changhe Z-18 совершил в 2014 году. На вооружение был принят в 2018 году. Если коммунистическая Родина прикажет, Changhe напряжётся и поднимет не 5, а все 6.5 тонны полезной нагрузки.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему Алжир предпочел приобрести русские Су-30, а не французские Dassault Rafale.