Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Разное    



Наследие, оставленное российским императором Петром I Великим. переоценить трудно. Однако часть его определённо вызывает интерес своей нестандартностью. А всё потому, что именно этот правитель стал инициатором создания первого в государстве публичного музея. Речь идёт о знаменитой Кунсткамере, странные экспонаты которой и триста лет спустя продолжают привлекать внимание.

Первый публичный музей России, давно ставший легендой. /Фото: ethnomir.ru

Первый публичный музей России, давно ставший легендой. /Фото: ethnomir.ru


История Кунсткамеры началась, по сути, не в пределах Российского государства - в период Великого посольства Петра I, ставшего первой заграничной поездкой правителя. Ведь тогда он занимался не только дипломатическими делами, но и утолял свою страсть к науке. Когда он прибывал в Лифляндию, Курляндию, Великобританию, Пруссию, Голландию, Саксонию и Австрию, то обязательно посещал имеющиеся там собрания самых разных артефактов - от исторических памяток до биологических кабинетов.

Великое посольство императора Петра - начало истории Кунсткамеры. /Фото: bbc.com

Великое посольство императора Петра - начало истории Кунсткамеры. /Фото: bbc.com


Однако на одном осмотре и встрече с местными учеными русский правитель не остановился: он стал заключать договоры с разными владельцами коллекций о том, чтобы купить их, полностью или частично. Некоторых специалистов он переманивал к переезду и работе в Российской империи. Вся эта масштабная работа была проведена с целью создания учреждения, которое могло бы просвещать русских людей с помощью экспонатов, позднее ставшее известным. как Кунсткамера.

Интересный факт: столь непривычное русскому уху слово кунсткамера имеет немецкое происхождение и буквально означает кабинет редкостей - собственно, помещение для хранения коллекций разных экспонатов, фактическую предтечу музея.

Типичный кабинет редкостей допетровской эпохи, запечатлённый на картине. /Фото: wikipedia.org

Типичный кабинет редкостей допетровской эпохи, запечатлённый на картине. /Фото: wikipedia.org


Изначальным местом хранения всех привезённых европейских ценностей науки по приказу Петра был московский Аптекарский приказ. Однако в 1714 году правитель распорядился перевезти коллекцию в Санкт-Петербург, который к тому моменту активно строился и развивался как новая столица государства. Но и там место нашли не сразу: по информации редакции novate.ru, первым местом расположения редкостей стал Летний дворец, который на тот момент был резиденцией императора. А четыре года спустя нашлась новая локация - Кикины палаты, и лишь после начали строить собственное здание.

Кикины палаты - одно из первых мест размещения Кунсткамеры. /Фото: ru.pinterest.com

Кикины палаты - одно из первых мест размещения Кунсткамеры. /Фото: ru.pinterest.com


Пётр лично повелел сделать коллекцию своей Кунсткамеры не только публичной, но и максимально доступной: несмотря на желание двора, вход в музей был бесплатным - так царь хотел усилить масштаб просветительской функции экспозиции. На собрание редкостей и памятных экспонатов действительно приходили посмотреть многие, и не только простолюдины - аристократы, как местные, так и приезжие поражались разнообразием и ценностью собранной императором коллекции, оставив после себя множество восторженных откликов.

Анатомические аномалии - яркая часть экспозиции музея с самых первых лет его существования. /Фото: gagaru.club

Анатомические аномалии - яркая часть экспозиции музея с самых первых лет его существования. /Фото: gagaru.club


В 1724 году Петром I была учреждена Академия наук, и именно Кунсткамеру, а также свою обширную библиотеку император сделал центром научной деятельности академии. К тому моменту завершалось строительство отдельного здания для музея, которое и ныне является местом размещения коллекции, однако переехали экспонаты туда только после смерти Петра Великого, в 1726 году. На тот момент, то есть, за 12 лет официального существования музея, его фонд вырос от пары сотен колб и склянок с чучелами или мумиями различных животных и рыб до тысяч экспонатов, самого разного характера, которые собирали уже и на российских просторах.

Одни из самых ярких экспонатов зоологической коллекции. /Фото: rossaprimavera.ru

Одни из самых ярких экспонатов зоологической коллекции. /Фото: rossaprimavera.ru


Отдельно заслуживают внимания анатомические коллекции и медицинские экспонаты, которые были отдельным предметом интереса у Петра I. Так, известно, что он очень интересовался врачебным делом и даже освоил некоторые процедуры - от вскрытия тел до удаления зубов и даже создания протезов. Собственно, любовь царя к анатомическим феноменам и сделала музей настолько известным, что даже нарицательным - известны случаи, когда он брал на службу людей с интересными ему отклонениями, например, карликовостью или наоборот, очень высоким ростом, а после их смерти они в буквальном смысле становились экспонатами Кунсткамеры.

Скелет гиганта Николая Буржуа, состоявшего на службе Петра Великого (слева), коллекция инструментов царя (справа). /Фото: rbth.ru

Скелет гиганта Николая Буржуа, состоявшего на службе Петра Великого (слева), коллекция инструментов царя (справа). /Фото: rbth.ru


Очень крупной была коллекция гербариев, которая насчитывала не только засушенные растения, но и их гравюры. Зоологическое собрание и вовсе считалось крупнейшим в Европе в петровскую эпоху и десятилетия после: фонд можно было тематически разделить на семь отделов по типам представителей фауны, например, четвероногие, рыбы, птицы, насекомые и т.п. Представлены они были отдельными костями и целыми скелетами, а также чучелами. Причём размер последних поражал - например, в экспозиции вместился не только цельный крокодил, но даже слон.

Чучело крокодила в экспозиции музея. /Фото: pitert.ru

Чучело крокодила в экспозиции музея. /Фото: pitert.ru


Памятки геологии и палеонтологии также не обошли стороной фонды первого российского публичного музея. Так, довольно крупная коллекция различных минералов пополнялась с отечественных просторов - из разных регионов доставили серу, квасцы, несколько видов руд и смолу. То, что нельзя было найти в России, привозили из других государств. Второй частью этой коллекции были окаменелости, благодаря которым обыватель мог увидеть реальные следы давно вымерших животных - от шерстистых носорогов до мамонтов.

Минералы, собранные в Кунсткамере. /Фото: kunstkamera.ru

Минералы, собранные в Кунсткамере. /Фото: kunstkamera.ru


Чуть менее известными в экспозиции Кунсткамеры являются археологические памятки, однако они интересны тем, что в петровскую эпоху их не столько привозили из-за границы, сколько находили в пределах самой Российской империи. К примеру, предметы быта и культовые артефакты откапывали из сохранившихся курганов Сибири или захоронений и стоянок золотоордынской эпохи Юга России. Впрочем, памятки античной эпохи всё же доставляли из-за рубежа, как и коллекции монет, различное вооружение, собрания изобразительного искусства и многое другое

Археологических памяток в Кунсткамере тоже немало. /Фото: rbth.ru

Археологических памяток в Кунсткамере тоже немало. /Фото: rbth.ru


Страсть Петра I ко всему новому и интересному проявилась в многолетнем коллекционировании огромного количества рукотворных изобретений. Например, именно по его инициативе известный тогда физик Питер Мушенбрук собрал и прислал коллекцию приборов для математических и других точных измерений, а позднее этот же учёный активно поставлял в Российскую Академию наук и другие приборы. В итоге были сформированы так называемые Инструментальные палаты, где хранилось самое разное оборудование для осуществления научной деятельности.

Некоторые инструменты и оборудования для научной деятельности. /Фото: gagaru.club

Некоторые инструменты и оборудования для научной деятельности. /Фото: gagaru.club


Кунсткамера также стала местом для осуществления первых исследований звёзд и других небесных тел - именно башня нового здания музея оказалась локацией для первой обсерватории, открытой при Академии наук. Сегодня там можно увидеть десятки приборов для изучения неба, причём многие из них сделаны видными мастерами своего времени - от астролябии-планисферы и меридианного круга до различных телескопов, линз, и других оптических гаджетов. А в 1730 году башня Кунсткамеры обзавелась и символический обозначением деятельности астрономов - на её вершине установили армиллярную сферу, которая обозначает познание Вселенной.

Армиллярная сфера на башне здания Кунсткамеры. /Фото: mel.fm

Армиллярная сфера на башне здания Кунсткамеры. /Фото: mel.fm


Другим известным символом научного наследия Кунсткамеры, к тому же, являющийся одним из старейших в фонде музея, является Большой Готторпский глобус, который спроектировали в Германии ещё в 1650–1664 годы. Он представляет собой большую модель планеты с открытыми на тот момент землями на внешней части, а внутри расположилась целая галактика и известные созвездия, и вся эта конструкция ещё и вращалась. Огромный глобус в три метра диаметром привезли по инициативе лично императора Петра, хотя на перевозку артефакта ушло больше четырёх лет.

Большой Готторпский глобус, современный вид. /Фото: interfax-russia.ru

Большой Готторпский глобус, современный вид. /Фото: interfax-russia.ru


Сегодня большинство экспонатов, в том числе самые первые, которые удалось сохранить, можно увидеть в открытом доступе, как и раньше. К тому же, экспозиция за триста с лишним лет значительно пополнилась артефактами практически со всех уголков планеты. Не останавливается и научная работа: по данным редакции novate.ru, несколько лет назад началась реализация проекта по созданию архива Кунсткамеры, на основании массива которого предполагается осуществлять не только архивную, но и научную деятельность - планируется даже построить отдельное здание для этого начинания.

Хочешь узнать больше о музеях и том, что можно было там увидеть, не выходя из дома? Тогда читай: Как приобщиться к прекрасному, не вставая с дивана: виртуальные музеи и онлайн-галереи


Обратите внимание:







2102
2.09.2024 23:57
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё