Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Повседневный уклад жизни общества в разные годы и в разные государства отличался. Но при этом он зачастую подчинялся каким-то общим правилам. И если чаще всего они были негласными, то некоторые из них всё-таки прописывались на бумаге. Есть такой исторический документ и в отечественной истории - речь идёт о «Домострое», своде правил для жизни общества, по которому русские люди жили несколько столетий.

Литературный памятник традиционного уклада жизни. /Фото: foma.ru

Литературный памятник традиционного уклада жизни. /Фото: foma.ru


История этого памятника отечественной истории и литературы начинается в интересном историческом контексте: на момент начала XVI столетия Московское государство было единственным в Европе, где остался православный уклад. Поэтому и в обществе, и со стороны властей было чёткое стремление к сохранению влияния православной религии. Именно так, по инициативе правителя получает широкое распространение уже существовавшего тогда религиозного трактата, которое содержало свод правил и рекомендаций по формированию семейного быта, чтобы вести его в соответствии с догмами христианской веры и тогдашней монархии.

Иван Грозный - тот самый правитель, который популяризовал свод правил. /Фото: tretyakovgallery.ru

Иван Грозный - тот самый правитель, который популяризовал свод правил. /Фото: tretyakovgallery.ru


Произведение имеет полное название: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», однако известно оно по одному-единственному слову, «Домострой». Трудно сказать, когда именно этот литературный памятник появился, однако некоторые историки считают, что написали его ещё в XV столетия, вероятно, на просторах Новгородской боярской республики, и уже оттуда стал распространяться на остальную территорию Восточной Руси.

Новгородская боярская республика - вероятная родина «Домостроя». /Фото: novgorodcivilization.ru

Новгородская боярская республика - вероятная родина «Домостроя». /Фото: novgorodcivilization.ru


А распространился он благодаря действиям священника Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра — именно в середине XVI века показал «Домострой» тогда ещё великому князю Ивану IV. Правда, он же несколько изменил содержание, добавив туда наставление сыну. Что касается общего содержания «Домостроя», то он формировался во многом на основе нравственных норм, изложенных в ранних христианских сочинениях, таких как проповеди константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, собранных в древнерусский сборник «Златоуст».

Первая страница редакции «Златоуста». /Фото: wikipedia.org

Первая страница редакции «Златоуста». /Фото: wikipedia.org


Другой особенностью «Домостроя» в плане стилистики было активное применение в тексте живого языка, а не одного только церковно-славянского стиля. К слову, учёные считают, что именно этот факт был одним из ключевых, способствующих популяризации произведения. В итоге «Домострой» получил статус своего рода настольной книги по организации повседневного уклада. Самое интересное, что первыми его активными читателями были именно представители высших и состоятельных сословий, и только потом он стал распространяться в массы.

Изображение купеческой семьи 17 века. /Фото: wikipedia.org

Изображение купеческой семьи 17 века. /Фото: wikipedia.org


Ключевая суть правил, написанных в «Домострое», представляет собой пропаганду соблюдения христианских добродетелей, а также основных церковных обрядов. Поэтому среди тезисов, произведение продвигает в народ патриархальный уклад в семье, доброжелательное отношение к ближним, поддержка в обществе и абсолютная покорность и смирение властям, причём как религиозных, так и светских. Однако большая часть глав «Домостроя» всё-таки относится к регулированию внутрисемейных отношений, а также процессу домоводства. Отдельно стоит упомянуть, что в эту парадигму входили не только непосредственно члены семьи, но и прислуга - отношения с ними также прописываются в «Домострое».

Разворот страниц «Домостроя». /Фото: dhoz.ru

Разворот страниц «Домостроя». /Фото: dhoz.ru


Главу семейства также поучали, каким он должен быть. Например, 27-я глава даёт следующие рекомендации: «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, — и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своем спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоденствии и по-божески жизнь свою проживет и милости божией удостоится».

Патриархальный уклад и сильное влияние религии в повседневной жизни - ключевой смысл «Домостроя». /Фото: history-thema.com

Патриархальный уклад и сильное влияние религии в повседневной жизни - ключевой смысл «Домостроя». /Фото: history-thema.com


История «Домостроя» официально закончилась с приходом советской власти, которая пропагандировала совершенно другие ценности, в том числе семейные. Однако в реальности популярность этого литературного памятника в народе снижалась постепенно: первые звоночки прозвучали во времена Петра Великого, который стал активно продвигать в общество европейский уклад жизни, а к XIX столетию «Домострой» всё чаще стали подвергать критике как раз из-за его морального устаревания. Особенно раздражали сильное религиозное влияние, чёткое подчинение монарху и практика применения телесных наказаний. Впрочем, этот свод был и остаётся одним из самых ярких литературных и исторических памятников отечественного прошлого.

Интересное видео с нашего канала:



В дополнение к теме наследия прошлого: Почему до наших дней дошло так мало кулинарных традиций славян


Обратите внимание:







2508
2.09.2023 19:29
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё