
В период Второй мировой войны авиаконструкторы со всего мира шли на немыслимые эксперименты, чтобы создать быстрый и по-настоящему эффективный боевой самолёт. Некоторые из этих экспериментов дол сих пор впечатляют специалистов и вызывают интерес даже среди тех, кто не имеет никакого отношения к авиации. Один из них – маленький, юркий и совершенно безумный Messerschmitt Me 163 Komet.
1. Дитя безумной идеи

Me 163 Komet был большим экспериментом.
Конструкторы Германии имели собственную точку зрения на то, как именно должен выглядеть идеальный боевой самолёт, и время от времени они пытались воплотить в жизнь весьма экзотические идеи. Среди прочего они трудились над созданием истребителей, которые должны были настигать бомбардировщики противника ещё до того, как те успеют сбросить бомбы. Конструкторы фирмы Messerschmitt под руководством Александера Липпиша тоже работали в этом направлении, и созданный ими проект был настоящей экзотикой для того времени. Они решили отказаться от привычного поршневого двигателя и поставить на самолёт ракетный мотор.

На самолёт установили ракетный двигатель.
Эта концепция выглядела на бумаге очень заманчиво, но как и со всей новой техникой, в процессе создания самолёта возникли многочисленные технические проблемы. Во время испытаний самолёт демонстрировал действительно интересные результаты: при массе меньше двух тонн Me 163 разгонялся до скоростей, недостижимых даже для самых быстрых самолётов того времени. Сопутствующих сложностей было много, в частности, разработчиков подвело топливо. Для двигателя Walter HWK 109-509 оно состояло из двух компонентов, которые не только горели, но и взрывались от малейшего контакта с влагой или одеждой пилота. Испытания шли тяжело, периодически случались пожары и взрывы прямо на земле, а лётчикам приходилось осваивать новую технику и буквально рисковать жизнью при каждом старте. Но проект упорно продолжали, и в 1944 году Me 163 поступил на вооружение: крошечный самолёт с размахом крыла чуть больше девяти метров и невероятной для того времени скоростью должен был стать чудо-оружием Рейха. Впрочем, впереди его ждали другие испытания и совсем не те победы, на которые рассчитывали создатели.
2. Самый быстрый — но не самый опасный

Маленький самолёт оказался с подвохом.
Когда Me 163 впервые вышел на боевое дежурство, союзные пилоты были ошарашены: этот короткокрылый перехватчик разгонялся почти до 960 км/ч, а на высоту свыше девяти километров поднимался за три с небольшим минуты. Для сравнения, обычным истребителям того времени на это требовалось не меньше четверти часа. На глазах у врагов он взмывал почти вертикально, а за считанные секунды оказывался над строем бомбардировщиков, выбирая цель.

У Me 163 было много недостатков.
Но за этими рекордными цифрами скрывались суровые ограничения. Запаса топлива хватало едва ли на семь–восемь минут активного полёта с включённым ракетным двигателем, а дальше Me 163 превращался в тяжёлый планер, который был уязвим и практически беззащитен. Лётчику приходилось за короткое время не только занять позицию, но и провести атаку так, чтобы не упустить единственный шанс нанести удар. Сложнее всего было прицелиться: на такой скорости пилоту приходилось буквально угадывать траекторию и упреждение, чтобы попасть в бомбардировщик, а промах означал, что второй попытки, скорее всего, уже не будет. В итоге из почти трёх сотен выпущенных Me 163 в реальных боях участвовали лишь несколько десятков, и по современным данным, сбили они не более шестнадцати самолётов противника.
3. Цена полёта: топливо, риск, потери

Один из главных - маленький запас топлива.
Топливо для Me 163 состояло из двух компонентов: «Т-стофф» (пероксид водорода) и «С-стофф» (метиловый спирт с добавками). Каждый из них был опасен сам по себе, а вместе они превращали самолёт в летающую бомбу. При заправке обслуживающий персонал надевал резиновые костюмы, а даже незначительная утечка могла закончиться пожаром или взрывом.

Ещё один недостаток - взрывоопасное топливо.
Самое страшное начиналось для лётчика после завершения атаки: при выключенном двигателе самолёт начинал планировать к аэродрому, и именно в эти минуты чаще всего случались аварии. Ещё одним слабым местом была выдвижная посадочная лыжа вместо привычного шасси: она упрощала конструкцию и экономила вес, но делала посадку сложной и рискованной. На неровной полосе машина могла перевернуться или развалиться при ударе. Не случайно боевых потерь у Me 163 было гораздо меньше, чем аварийных. Погибали не только новички, даже опытные асы Люфтваффе не всегда могли справиться с машиной, которая требовала исключительно идеальной техники пилотирования. В результате на каждый успешный вылет приходилось несколько происшествий, и к концу войны сама идея ракетного перехватчика выглядела не столько прорывом, сколько дорогим и опасным экспериментом.
4. Эффект «летающего ужаса»

Немалая часть самолётов разбились или сгорели на земле.
Для союзных лётчиков Me 163 был новейшей техникой противника и настоящей загадкой. Ещё до того, как стало известно, что это ракетный перехватчик, в радиопереговорах появилось прозвище «летающий бумеранг». Так называли самолёт за необычную траекторию, когда он взмывал вверх и затем резко снижался. Даже одна такая машина могла сбить с толку строй бомбардировщиков: пилоты теряли концентрацию, стрелки открывали огонь слишком рано, а истребители сопровождения спешили атаковать и теряли позиции. Впечатление усиливалось тем, что Me 163 подходил к цели на высокой скорости, и его почти никто не мог догнать. Союзные ВВС даже разрабатывали специальные приёмы, как уйти от атаки, например, круто пикировать в сторону, чтобы ракетный самолёт не успел прицелиться.

Единственным достоинством была скорость.
Вот только этот эффект страха оказался почти единственным весомым результатом применения Me 163. Реальных боевых побед было мало, а потери и затраты огромны. В итоге лётчики Люфтваффе всё чаще летали на Komet скорее для демонстрации, чем для реальной защиты неба. И хотя союзники всерьёз опасались массового появления этих машин, планы Германии развернуть крупные соединения Me 163 так и не были реализованы.
5. След в истории и культуре

Отреставрированные самолёты до сих пор летают.
Несмотря на скромную боевую статистику, Me 163 запомнился куда лучше, чем многие действительно результативные самолёты. Дело не только в рекордной скорости, Komet был символом отчаянных экспериментов, которыми Третий рейх пытался переломить ход войны в самый её финал. После войны несколько экземпляров попали в музеи и к инженерам союзников, а сам облик Me 163 вдохновил авторов книг и фильмов. Легенды о летающем снаряде обросли домыслами. К примеру, говорили, будто немцы якобы готовили целые эскадрильи смертников или собирались атаковать Лондон с ракетами, чего в действительности не было. Сегодня Komet стоит в экспозициях как напоминание о том, насколько далеко может завести стремление к техническому прогрессу, если оно отрывается от здравого смысла и реальных боевых задач. Его создали как чудо-оружие, а остался он в памяти как редкий пример самолёта, который поражал воображение гораздо сильнее, чем цели противника.
Ещё интересное с нашего канала:
Переосмысление МиГ-29, которое превзошло оригинальную модель почти по всем параметрам
В период Второй мировой войны немецкие инженеры прилагали много усилий для создания эффективной боевой авиации и добились больших успехов. Некоторые из разработанных ими самолётов до сих пор вызывают большой интерес и считаются одними из лучших своего времени.
