
Двигатель, трансмиссия и кузов – вот главные компоненты автомобиля в классическом его понимании. Конечно, из этого правила есть много исключений, а больше всего их появилось в последнее время вместе с радикальной сменой самой концепции. И на этом фоне больше всего выделяются машины, у которых силовая установка состоит из двух ДВС. Так зачем же было настолько всё усложнять?
Два и больше

Гибридная Toyota Prius./ Фото: drive2.ru
До недавнего прошлого концепция с двумя двигателями была всего лишь интересным экспериментом. Время от времени к ней возвращались и большие производители, и маленькие ателье, но результат всегда был один и тот же: проект задвигался далеко на полку и практического применения никогда не находил. Подобные эксперименты проводились даже в Советском Союзе ещё в 1930-х годах. Все разработчики без исключения сталкивались с большими техническими проблемами и предпочитали вернуться к испытанной годами классической схеме, а не изобретать машину заново. Первыми «серьёзными» двухмоторными автомобилями можно считать гибриды, например, Toyota Prius, вышедший в свет в 1997 году. Главную роль в нём играл двигатель внутреннего сгорания, а на подхвате работал электромотор, который облегчал работу ДВС в экстренных случаях, когда нагрузка на силовую установку резко возрастала. Потом за гибридами последовали электромобили, и два двигателя стали практически стандартом для электрокара среднего класса.
Главный вопрос – зачем?

Кастомный хот-род с двумя ДВС./ Фото: pinimg.com
Когда бы не создавались автомобили с двумя двигателями внутреннего сгорания, причины в основном были одни и те же. Главная из них – острое нежелание разрабатывать с нуля новый мотор, когда возможностей старого остро не хватало. Инженеры искали способы улучшить динамику, повысить характеристики силовой установки и сделать автомобиль более универсальным. Одна и та же модель продавалась в разных концах мира и работала иногда в прямо противоположных дорожных и климатических условиях, а это требовало большой гибкости. И пока одни ставили эксперименты, другие пытались разработать спортивный автомобиль с идеальным мотором, используя для этого двухдвигательную компоновку. У подобной конструкции было большое преимущество – нагрузка распределялась между агрегатами, что снижало их износ и повышало общую надёжность. Кроме того, подобная схема давала возможность управлять мощностью в зависимости от условий эксплуатации, включая возможность отключения одного из двигателей для экономии топлива.

БТР-70 с двумя двигателями ЗМЗ-4905./ Фото: wikipedia.org
Установка двух мотор в один автомобиль позволяла не только увеличить мощность, двухмоторная компоновка позволяла улучшить управляемость и повысить проходимость. Лучше всего это было заметно в полноприводных машинах, где каждый двигатель отвечал за свою ось, создавая эффективную систему распределения крутящего момента. Подобная компоновка использовалась в автомобилях, предназначенных для экстремального бездорожья и военной техники. В некоторых случаях двойные моторы позволяли избежать снижения потерь энергии при передаче крутящего момента от одного силового агрегата ко всем колесам, а распределение нагрузки между двумя двигателями позволяло добиться более равномерного движения. В гоночных автомобилях благодаря этой схеме удалось достичь высоких скоростей и быстрого разгона без существенного увеличения массы.

Силовая установка катера Riva Aquarama Lamborghini./ Фото: pinterest.com
Хоть автомобили с двумя моторами и не получили широкого распространения, сама идея применения нашла. Некоторые машины, включая и военную технику, строят с двухмоторной компоновкой, и те получают несколько серьёзных преимуществ. Самым большим эффектом от подобных разработок стали гибридные автомобили и электрокары с несколькими электромоторами. Двойные двигатели внутреннего сгорания в своём классическом виде остаются редкостью, но они сыграли важную роль в развитии инженерных решений, повлияли на эволюцию силовых агрегатов и заложили основу для современных технологий распределённого привода. Некоторые из прошлых разработок можно считать знаковыми для этой области.
1. Audi TT Bimoto

Audi TT Bimoto./ Фото: pinterest.com
В 2001 году немецкое тюнинг-ателье MTM представило Audi TT Bimoto — уникальный спортивный автомобиль с двумя двигателями. Под капотом и в задней части установили два 1,8-литровых турбомотора мощностью по 370 л. с., что в сумме дало 740 л. с. Оба двигателя работали независимо, они передавали мощность на каждую ось и создавали полноценный полноприводный автомобиль с отличной динамикой. Машина разгонялась до 100 км/ч менее чем за 3 секунды. Главным преимуществом была возможность распределения нагрузки между двумя агрегатами, что обеспечивало высокую надёжность и эффективное использование мощности.
2. Peugeot 405 T16 GR Pikes Peak

Оригинальный Peugeot 405 T16 GR Pikes Peak./ Фото: lkbauto.ru
Специально для легендарной гонки Pikes Peak в 1988 году был создан кастомный Peugeot 405 T16 GR. Автомобиль получил два турбированных двигателя мощностью по 200 л. с., что дало суммарную отдачу в 400 л. с. Два мотора обеспечивали независимый привод на каждую ось, что улучшило распределение мощности и увеличило сцепление с дорогой. В условиях горной трассы с резкими подъёмами и поворотами такая схема обеспечивала хорошую динамику и управляемость. При этом машина показала отличные.
3. Volkswagen Golf GTI Pikes Peak

Volkswagen Golf GTI Pikes Peak./ Фото: drive2.ru
В 1986 году Volkswagen представил Golf GTI Pikes Peak с двумя турбированными двигателями, каждый из них выдавал по 200 л. с. Благодаря такому нестандартному решению удалось добиться впечатляющих показателей, особенно на сложных горных участках. Раздельный привод на переднюю и заднюю ось улучшал сцепление и делал автомобиль стабильным даже при агрессивном вождении. Два двигателя обеспечили эффективное распределение мощности и снизили нагрузку на каждый из агрегатов, повысив их надёжность в экстремальных условиях.
4. Lancia Trevi Bimotore

Lancia Trevi Bimotore./ Фото: quotidiano.net
Итальянская Lancia в 1984 году представила экспериментальный Trevi Bimotore, разработанный специально для ралли. Автомобиль оснащался двумя 1,8-литровыми двигателями мощностью по 150 л. с., они работали независимо друг от друга, обеспечивали полный привод и отличную управляемость. Наличие двух моторов улучшило устойчивость на сложных трассах.
Несмотря на все возникшие сложности, автомобили с двумя двигателями внутреннего сгорания наглядно продемонстрировали, что таким образом можно значительно повысить мощность, улучшить сцепление с дорогой и снизить нагрузку на отдельные агрегаты. Правда, сейчас всё равно вместо подобной компоновки используют один мощный мотор, как Bugatti Chiron с его мощнейшим W16.