Первая мировая война наглядно продемонстрировала, что ни один последующий конфликт отныне не обойдется без применения боевых самолетов. Понимали это и военные круги послевоенной Германии. Вот только после 1918 года страна оказалась под многочисленными экономическими и политическими ограничениями, лишившись в том числе собственных ВВС. Учитывая все это, неудивительно, что пришедшие к власти гитлеровцы считали восстановление воздушных сил одной из приоритетных задач. Вот только для этого требовались самолеты: новые, современные и в большом количестве.
Восстановление люфтваффе началось в 1933 году. /Фото: onliner.by.
В 1933 году на момент назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером Веймарской республики на Германии все еще лежали многочисленные ограничения в сфере вооружений наложенные на страну Версальским мирным договором 1919 года. В качестве одной из главных задач команда будущего фюрера поставила обход действующих ограничений. Так, в уже в мае 1933 в Германии было создано Имперское министерство авиации во главе с Германом Герингом. И именно последнему была поручена задача по созданию едва ли не с нуля новых ВВС. В начале 1934 года министерство подготовило первые технические задания к самолетам нового поколения, которые должны были прийти на смену машинам времен Первой мировой войны.
Начальником был назначен Герман Геринг. /Фото: ya.ru.
Что интересно, первоначально Bayerische Flugzeugwerke не допустили к созданию военного самолета. Связано это было с тем, что у «Бф» отсутствовал как таковой опыт в этой области, в отличие от других гигантов немецкой авиаконструкторской мысли. Еще одной причиной недопуска Мессершмитта стали внутриотраслевые и политические интриги. В частности, конфликт с Эрхардом Мильхом. Из-за этого в «Бф» решили поработать на экспорт, заключив договор с компанией «ИКАР» из Венгрии. Что в свою очередь привело к громкому скандалу. Однако, после вмешательства в дело заместителя Гитлера в НСДАП Рудольфа Гесса, фирму Мессершмитта все-таки допустили к разработке перспективного истребителя.
Вилли Мессершмитт общается с Гитлером. /Фото: warspot.ru.
По утверждению самого Вилли Мессершмитта, разработку истребителя приходилось вести отходя от требований технического задания. Серьезное влияние на разработку новой машины оказал спортивный самолет Bf 108 «Тайфун», от которого 109-му досталось некоторое количество важных технических решений. Проектировался истребитель под перспективный 12-цилиндровый бензиновый мотор Jumo 210 с отдачей 610 «лошадей» производства фирмы Junkers. Однако, из-за того, что работы над самим самолетом шли быстрее работ над двигателем, для начала опытную машину пришлось оснастить импортными британскими двигателями Kestrel VI производства фирмы Rolls-Royce. И именно с этим мотором Bf 109 совершил свой первый полет в конце мая 1935. Уже в сентябре люфтваффе начало летные испытания предоставленного образца.
Путь к славу Бф 109 был непростым. /Фото: ru.pinterest.com.
На полигоне прототипу «Бф» пришлось состязаться с лучшими разработками других фирм: машинами He 112, Ar 80 и Fw 159. По итогу, основное противостояние развернулось между Ханкелем и Мессершмиттом. Однако, несмотря на лучшую скорость (примерно на 17 км/ч) и простоту управления, творение «Бф» схватку проиграло. Прототип He 112 был признан более перспективным. От части причиной тому стало игнорирование «Бф» многих требований по вооружению самолета. Машину принялись дорабатывать. Следующий опытный образец – с индексом V2 уже летал на родном немецком двигателе Junkers Jumo, а к модификации V4 были учтены все основные требования министерства к вооружению боевого самолета. Специалисты Heinkel тем временем тоже не в носу ковырялись из-за чего послы испытаний 1936 года люфтваффе так и не смогло определиться между двумя прототипами, заказав по предсерийной партии машин у обеих фирм.
Поворотной точкой стала война в Испании. /Фото: pastvu.com.
Поворотным событием в истории Bf 109 стало испытание самолета в реальных боевых условиях в ходе печально известных событий в Испании. Там немецким машинам, в том числе пришлось столкнуться с советскими И-16. Оказалось, что новый немецкий истребитель в целом соответствует по характеристикам советским машинам. Вплоть до завершающего этапа гражданской войны советские и немецкие самолеты боролись во многом на равных. Однако впоследствии немцы оснастили Bf 109 более производительным мотором, что позволило люфтваффе получить решающее преимущество в схватке за небо. В самой же Германии по итогам испанской командировки Bf 109 получил положительные оценки и наконец был принят в качестве основного истребителя ВВС Третьего рейха.
Долгое время Бф 109 оставался одной из лучших машин в своем классе. /Фото: Pinterest.
А дальше самолет ждала Вторая мировая война. В битве за туманный Альбион модернизированный 109-ый встретил нового равного противника - Supermarine Spitfire. По итогам этого противостояния выявить явного победителя сложно, так как обе машины в целом боролись на равных. После нападения Третьего рейха на Советский Союз, Bf.109 столкнулся еще раз с уже устаревшими И-16 и откровенно «сырыми» машинами Як, ЛаГГ и МиГ. Немецкий истребитель превосходил советские образцы по двум наиболее критическим для такого вида авиации критериям: скорости и высоте полета. В абсолютном большинстве случае инициатива в воздушном бою оставалась за творением «Бф», а советским летчикам только и оставалось, что отвечать на атаки немца опасными лобовыми атаками. Относительно неплохом с германской машиной еще могли тягаться «Яки», однако в целом среди советских летчиков именно Bf.109 считался самым опасным противником на начальном этапе войны.
Но с середины войны самолет стал все чаще проигрывать советским и союзным машинам. /Фото: Pinterest.
Ситуация в советском небе начала меняться с 1943 года, когда в войска наконец пошли самолеты, не уступавшие немцу по характеристикам. Седьмые и девятые «Яки», а также Ла-5 уверенно держались против Мессеров. Постепенно советские машины становились все лучше, в то время как в Bf.109 накапливались нерешаемые проблемы. В частности, сказывались наследственные конструктивные пороки доставшиеся от Bf.108. На западном направлении у 109-го дела были еще хуже, так как с 1944 года немецкий самолет решительно проигрывал американским и британским как в скорости, так и в высоте полета. А расположение баков и баллонов с кислородом позади летчика привело к тому, что из столкновений с P-51 Mustang от 70 до 85% Bf.109 выходило грудой горящих обломков.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 6 самолетов Третьего рейха, заметно опередивших свое время.