За десятилетия производства ГАЗ-66 расплодился в таком количестве, что не увидеть его на улицах даже в самых отдалённых уголках страны стало невозможно. Этот грузовик используют по настоящее время и коммунальные службы, и пограничники, и военные. Правда, несмотря на все достоинства «Шишиги», из-за некоторых черт характера любят её не все, а в ряде случаев ГАЗ-66 не используют никогда, уж слишком это опасно для жизни.
Почти идеальный грузовик
ГАЗ-62./ Фото: mycoll.ru
Источник всех преимуществ и недостатков ГАЗ-66, который потом в народе окрестили «Шишигой», следует искать в далёком прошлом, когда военные уже после окончания Великой Отечественной войны осознали глобальную нехватку грузовых автомобилей. Своих грузовиков было откровенно мало, чтобы закрыть даже текущие потребности, но какое-то время проблему удавалось решить при помощи завезённых малотоннажных Dodge WC-51, прозванных за свою грузоподъёмность «три четверти» (750 кг). Впоследствии именно по их образу и подобию создали чуть более грузоподъёмный ГАЗ-62, но выпускался он недолго, оказался слишком маленьким для военных. Те затребовали новый транспорт побольше, да к тому же он должен был помещаться в грузовой самолёт и потом десантироваться. После долгих усилий газовцев на свет появилась «Шишига» ГАЗ-66, тщательно подогнанная под требования военных.
Бортовой ГАЗ-66./ Фото: dzen.ru
Это была довольно странная машина. Как для грузовика, она была довольно маленькой, её длина составляла 5,8 метра, а ширина – 2,3 метра. Причём грузовик сделали бескапотным, чтобы уменьшить его габаритную длину, а его грузоподъёмность составляла всего две тонны. То есть это была небольшая универсальная машина, пригодная для выполнения самых разных задач, в том числе для доставки боеприпасов, личного состава и разнообразных грузов, причём пригодная для десантирования. ГАЗ-66 с успехом справлялся там, где не было нужды вызывать тяжёлые грузовики, то есть с большинством работ. Самым же лучшим качеством этого грузовика была его высокая проходимость, которая достигалась за счёт маленьких свесов, большого дорожного просвета в 315 миллиметров, подходящих к такому случаю «зубастых» колёс и не в последнюю очередь – благодаря прочной раме и подключаемому полному приводу.
Испытания на бездорожье./ Фото: drive2.ru
Грузовик мог проехать практически где угодно, хоть по развезённому после дождя просёлку, хоть по полному бездорожью. А если надо, вползает на крутой склон. Для него не была преградой ни грязь, ни песок, ни камни, ГАЗ-66 мог доставить груз практически в любое место, невзирая на погоду и время года. Военные его широко использовали и внутри страны, и за рубежом, причём в самых жёстких условиях, в горячих точках и даже на передовой в Афганистане. Правда, в какой-то момент «Шишигу» увели подальше от передовой, да и, как выяснилось, он имел массу «неофициальных», но общеизвестных недостатков.
Почему не всё так хорошо
На бездорожье./ Фото: drive2.ru
В конечном итоге именно ГАЗ-66 «Шишига» стал основной причиной, по которой военные перешли к использованию капотных грузовиков. Хотя изначально бескапотную компоновку приняли в работу именно из-за требований военных к конструкции: нужно было максимально укоротить грузовик, чтобы вместить его в самолёт и десантировать с парашютом. Тем не менее боевые действия наглядно показали, что безносая кабина – не лучший вариант для передовой. Из-за её конструкции водитель как раз находился над передним мостом и колёсами, и когда грузовик наезжал колесом на мину, именно на водителя с пассажиром и приходился основной удар, они получали тяжёлые травмы или погибали. В том же случае, если это был капотный грузовик, удар на себя принимал как раз двигатель, и человек вполне мог остаться невредимым, в любом случае – живым. Таким образом, от использования ГАЗ-66 на передовой и близко от неё отказались, на нём не возили ни личный состав, ни какие-либо грузы, хотя и использовали грузовик для других целей. Благо, во многих случаях «Шишига» показала себя просто незаменимой, но водители имели и другие причины для недовольства.
Кабина ГАЗ-66./ Фото: abw.by
Первая из них – это абсолютная ломучесть и хронический дурной характер. ГАЗ-66 требовал к себе постоянного внимания, он имел внушительный список хронических проблем, которые могли дать о себе знать в самый неподходящий момент. К примеру, не имевший с ним дел водитель мог получить полный пакет неприятностей на первом же повороте, если тормоза не срабатывали как следует с первого раза. Во время подъёма раздаточная коробка вполне могла проявить свой непростой характер, и грузовик задним ходом эпически скатывался вниз. Это если он вообще сможет заехать на горку, поскольку двигателю откровенно не хватало мощности, и при более или менее большой загрузке грузовик просто не мог подняться на склон. По этой же причине ГАЗ-66 был вынужден ехать по протоптанной колее, поскольку сам не мог из неё выбраться.
Рычаги управления./ Фото: drom.ru
Об удобстве кабины можно было складывать целые легенды. Например, из-за расположения двигателя рычаг переключения передач находился на уровне спинки сиденья – сбоку и позади подушки, и пользоваться им было сказочно удобно. К тому же на крошечном пятачке было сосредоточено много всего: рычаг положения воздушной заслонки двигателя, «ручной газ», выключатель для аккумулятора, управление давлением в шинах, управление коробкой отбора мощности, рычаги управления раздаточной коробкой и стояночный тормоз. И всё это в самом неудобном месте. Передняя панель тоже не была образцом эргономики, часть органов управления находилась вообще перед пассажиром, а педали – слишком близко к сиденью.
Грузовик на бездорожье./ Фото: dzen.ru
К тому же у ГАЗ-66 было несколько неприятных хронических проблем, за которыми приходилось постоянно следить. Впрочем, многие недостатки компенсировались огромной ремонтопригодностью: в подавляющем большинстве случаев кое-каких познаний в механике, элементарных инструментов и куска проволоки вполне хватало, чтобы дотянуть до базы. Правда, был большой вопрос с запчастями, их порой невозможно было найти. Зато грузовик мог похвастаться действительно простой конструкцией, адаптированной к полевому ремонту и к эксплуатации в диких условиях и на лютом бездорожье. «Шишиге» даже центр тяжести сделали как можно ниже, защитив основные узлы от попадания воды и грязи. Конечно, здесь тоже был нюанс: при установке кунга с большим количеством оборудования центр тяжести смещался вверх, и водителю приходилось быть очень осторожным на бездорожье, если он не собирался на очередной яме завалиться на бок.
Грузовик ГАЗ-66./ Фото: dzen.ru
В общем и целом, ГАЗ-66 был отличной машиной, если от него требовалось довезти что-нибудь не очень тяжёлое по совершенно жуткой дороге. Если не соваться на нём на передний край, изучить машину вдоль и поперёк, возить с собой инструменты и кое-какие мелочи, попрактиковаться в акробатике и тщательно соблюдать неписанные правила вождения для всех, кто садится за руль ГАЗ-66. Многие из водителей до сих пор с большой теплотой вспоминают эту машину и то, как она всех выручала, но не забывают обо всех приключениях, которые им пришлось пережить.
За долгое время своего существования ГАЗ-66 успел обзавестись целой армией поклонников, а в его истории есть много интересных моментов и малоизвестных фактов.