Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему советский самолёт для воздушной акробатики «Гамлет» летал на моторе для мотоцикла



Воздушная акробатика - довольно интересное и необычное занятие, а техника для неё готовится соответствующая. Особенные характеристики имел и советский самолёт, специально построенный для этой цели, А-11. Однако у летательного аппарата, который получил прозвище «Гамлет», поразительным была не только способность проделывать в воздухе самые разные трюки и фигуры. Дело в том, что носилась по воздуху эта машина, используя... мотоциклетный мотор.

Машина для акробатики в небе с необычным мотором.

Машина для акробатики в небе с необычным мотором.


Эта история произошла в восьмидесятых, когда МКБ, одно из подразделений бюро Антонова в УССР, уже доказало свою эффективность в построении интересных и нестандартных машин. Но только в 1982 году им удалось начать работать над машиной, ставшем пределом мечтаний местных авиаконструкторов. А построить они хотели сверхлёгкий самолет, который должен был обслуживать нужды столь занятного дела, как воздушная акробатика.

Воздушная акробатика РФ - наследие СССР, и А-11 является его частью.

Воздушная акробатика РФ - наследие СССР, и А-11 является его частью.


Интересно, что изначально инженеры решили вложить в узлы самолёта нетривиальные элементы. Так, будущий «Гамлет» под индексом А-11 собирались заставить подниматься в воздух и выделывать там разные трюки и вовсе с помощью двигателя от лодки «Вихрь-30», но позднейшие расчёты дали понять, что эта силовая установка будет слабой. Поэтому приняли решение использовать мотоциклетный мотор от марки Cezet из Чехословакии.

Чертёж легкомоторного самолёта А-11 «Гамлет».

Чертёж легкомоторного самолёта А-11 «Гамлет».


Были и другие новаторские решения, которые применили в «Гамлете», например, активное использование стеклопластика в фюзеляже или конструкция горизонтального стабилизатора, который получил возможность вращаться целиком. В результате получилась маленькая, но удаленькая сверхлёгкая машина, в длину не достигшая даже 4,5 метра, а разогнаться могла до 150 км/час.

Трудно представить, что воздушная акробатика на самолёте может производиться за счёт мотоциклетного мотора.

Трудно представить, что воздушная акробатика на самолёте может производиться за счёт мотоциклетного мотора.


Впрочем, её эффективность как самолёта для акробатики доказали во время слёта легкомоторной авиации в 1984 года. Известно, что испытания проводил известный лётчик Заболотский, а эксперты и комиссия были удовлетворены показанными возможностями. И хотя модель так и не была пущена в серию, именно «Гамлет» стал основой для дальнейших разработок в этой сфере в СССР.

В дополнение к теме об авиации - познавательный материал о том, почему у самолёта винт на носу, если у корабля он на корме

Обратите внимание:

0
1815
Версия для печати