Советский ЗиЛ-130 до сих пор остается одним из самых узнаваемых грузовиков СССР. Чего уж там, в некоторых местах данный автомобиль все еще широко используется. Не каждый знает о том, что в советские годы 130-ый использовался не только внутри страны, но и активно экспортировался в государства ближнего и дальнего зарубежья. В большинстве случаев экспортные модели отличаются от «национальных». Какие особенные «фишки» были у ЗиЛ-130, шедших за рубеж?
Отличный был грузовик. |Фото: kuzovspec.ru.
Среднетоннажный советский грузовой автомобиль ЗиЛ-130 был сконструирован в декабре 1956 года. Именно тогда на свет появился первый опытный образец этой замечательной машины. Впрочем, до серийного производства новый грузовик добрался только через шесть лет к 1962 году. В разное время 130-ый собирали на разных заводах. Впрочем, большинство грузовиков делали на Заводе имени Лихачева в Москве. Официально машина собиралась там до 1994 года, при этом в Новоуральске на предприятии АМУР машину делали до 2010.
Используется по сей день. |Фото: ya.ru.
В общей сложности за почти 50 лет серийного производства в России собрали 3.4 млн этих грузовиков. Немалая их часть пошла за рубеж в качестве экспортных машин. От оригинальных «национальных» моделей они отличались сразу по нескольким параметрам. Но главное, в чем было отличие обычных моделей от экспортных, – это двигатель. Советская модель заднеприводного грузовика оснащалась 6-литровым силовым агрегатом с отдачей 150 лошадиных сил, который работал с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
Грузовики делали и на экспорт. |Фото: drive2.ru.
Экспортные модели ЗиЛ-130 обычно проходили под индексом ЗиЛ-136 и оснащались одним из трех моторов. Это могли быть бензиновые агрегаты с объемом 4.2 или 5.8 литров и отдачей на 125 и 140 л.с соответственно. Или же это могла быть дизельная силовая установка с рабочим объемом 6.5 литров и производительностью в 137 лошадиных сил. Из-за использования разных двигателей в свою очередь колебалась масса машины. Для разных моделей она составляла от 10.5 до 12 тонн. Также менялась и грузоподъемность заднеприводного работяги – от 7 до 8 тонн. За годы Советского Союза за экспорт ушло порядка 180 тысяч ЗиЛ-136.
Выпускался миллионами. ¦Фото: fishki.net.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про поезд-вездеход: кто и зачем построил это странное транспортное средство.