Советский четырехосный грузовик-монстр ЗИС-134.
Конструкторы автомобильной техники СССР, пытаясь достичь лучших результатов, создавали машины, до сих пор поражающие воображение. Увеличивались как число колес, так и их размеры - результат все равно был впечатляющим.
ЗИС-134
Разработанный в 1954 году 4-осный грузовик ЗИС-134 продемонстрировал высокую проходимость и силу тяги, не уступающую даже гусеничным тягачам. В серию машину не запустили, но она стала родоначальником новой колесной техники для армии СССР.
Четырехосный ЗИС-Э134.
Экспериментальный грузовик высокой проходимости ЗИС-Э134.
КрАЗ с турбиной
В 1970-е годы на кременчугском заводе КрАЗ проводились эксперименты по установке газотурбинных двигателей на тяжелые грузовики. Турбина раскручивалась до 33 000 оборотов в минуту вместо 2000 об/мин обычного дизельного двигателя. Такая силовая установка обеспечивает повышенную мощность, улучшенную экономичность и экологические параметры. К сожалению, трансмиссия автомобиля не выдерживала увеличения нагрузки и в серийное производство машины КрАЗ-Э260Е и КрАЗ-2Э260 не пошли.
КрАЗ-Э260Е с газовой турбиной под капотом.
Двухступенчатая газовая турбина ГАЗ-99Д мощностью 350 л.с. под капотом грузовика КрАЗ-Э260Е.
Вид сбоку на опытный грузовик КрАЗ-Э260Е, 1974 год.
Вторая версия КрАЗ-2Э260 с газовой турбиной мощностью 360 л.с., 1976 год.
БТР-Э152В
Один из первых советских бронетранспортеров высокой проходимости БТР-Э152В имел передние и средние управляемые колеса, усилитель рулевого колеса и гидроамортизаторы.
Экспериментальный броневик БТР-Э152В.
НАМИ С-3
В 1962 году на базе легкового автомобиля «Москвич-415» вместо заднего моста была установлена гусеница оригинальной конструкции. Это был надувной пневмобаллон, объединяющий три небольших колеса. Дальнейшие модели на базе армейского внедорожника ГАЗ-69 показали высокую плавность и бесшумность работы. Автомобиль преодолевал любые препятствия, но оказался недолговечным и ненадежным. К тому же, максимальная скорость машины оказалась всего 40 км/ч.
НАМИ С-3 на базе «Москвич-415» с пневматической гусеницей на заднем мосту.
НАМИ С-3 на водных испытаниях в 1962 году.
Экспериментальный НАМИ С-3МУ с пневмогусеницей от предыдущей модели.
Внедорожник НАМИ С-3МУ на базе ГАЗ-69М с пневматическими траками на гусенице.
Пневматические траки НАМИ С-3МУ.
Внедорожник НАМИ С-3МУ.
Грузовики НАМИ на пневмокатках
В попытках отказаться от использования гусениц, ученые из НАМИ (Москва) в 1958 году разработали грузовик НАМИ-044, ездящий на огромных воздушных катках. Эти колеса, шириной более метра, при использовании системы подкачки воздуха должны были обеспечивать крутую проходимость где угодно.
НАМИ-044Э на пневмобаллонах.
По образцу техники американской фирмы FWD, в 1961 году в НАМИ создали свою версию тяжелого внедорожного грузовика. Экспериментальный транспортер НАМИ ЭТ-8 мог перевозить до 8,6 тонн груза как для народного хозяйства, так и для армии. На двух тележках крепились восемь колес, приводимых с помощью множества шестерен. Машина получилась слишком тяжелой (21 тонна), трудноуправляемой и малоподвижной.
Экспериментальный внедорожный грузовик НАМИ ЭТ-8.
5-тонный грузовик НАМИ-094 с мощным дизельным двигателем ЯМЗ-238, 1963 год.
ЗИЛ-132С
После НАМИ, за разработку тяжелого грузовика на пневмобаллонах взялись инженеры ЗИЛ. В 1964 они представили небольшую машину. Она ездила на четырех катках диаметром и шириной по одному метру. Машина имела необычную систему управления. Управлялся задний мост, на котором к тому же не было тормозов. К сожалению, ЗИЛ-132С оказался неустойчивым и сложным в управлении и поэтому больше не изготавливался.
Внедорожный грузовик ЗИЛ-132С на пневматических колесах, 1964 год.
ЗИЛ-132С оказался неустойчивой и трудноуправляемой машиной.
Небольшой легкий грузовик ЗИЛ-132С мог ездить до 55 км/ч.
Другие безумные экспериментальные модели московского завода ЗИЛ можно посмотреть в первой части обзора сумасшедших грузовиков СССР.