Время от времени на железнодорожном полотне между основными рельсами можно усидеть еще какие-то дополнительные. Их назначение может быть неочевидно для большинства людей, никак не связанных с железной дорогой. Необходимы данные приспособления отнюдь не для «маленьких поездов» с еще меньшей колеей. Разберемся по порядку, что это такое и зачем оно надо.
Бывают очень разные. /Фото: dvizhenie24.ru.
Итак, изображенное на фотографии приспособление называется «охранный рельс». Бывает он нескольких видов и подразделяется на контррельсы и контруголки. Хотя эти устройства имеют некоторые отличия в своем функционале, основное назначение у них одинаковое – обеспечение безопасности на железной дороге. Устанавливаются охранные рельсы на наиболее опасных участках ЖД пути: рядом с железнодорожными переездами, но и рядом с мостами, на выходе в туннели, в местах перехода восточноевропейской ЖД-колеи в западноевропейскую, на некоторых станциях и даже в некоторых городских метро! Что касается последнего случая, то в метро контррельсы ставят только в сейсмически опасных регионах, например, такие можно увидеть в подземках японских городов.
Смысл охранного рельсы всегда один. /Фото: tdesant.ru.
Все, что делает охранный рельс, – это защищает железнодорожный состав от соскальзывания с полотна и последующего переворачивания. По сути контррельс – это дополнительный рельс, который помогает удержать колесную пару состава в заданном пространстве в случае ее отклонения. Есть у охранного рельса и дополнительная функция: сокращения износа основный рельсовой пары за счет снижения нагрузки, оказываемой составом на наиболее сложных участках пути. Все это особенно важно для тяжелых грузовых составов.
Ставят уголки даже в метро. /Фото: msk-news.net.
Даже при наличии контррельса поезда все еще могут соскочить с пути. Однако в этом случае защитная конструкция предотвращает тяжелые последствия такой аварии. При наличии охранного рельса даже в случае соскакивания вагона с ЖД-полотнища состав просто «вязнет» и останавливается вместо того, чтобы продолжить движение и перевернуться. Чаще всего это приводит к повреждению самой железной дороги, зато позволяет избежать серьезного повреждения других инженерных конструкций, например, моста или тоннеля. Кроме того, если грузовой состав удерживается прямо, то он гарантированно не разольет и не рассыплет содержимое цистерн и вагонов. Это особенно важно, так как перевозиться могут в том числе горючие или ядовитые вещества для промышленности.
Для обеспечения безопасности. /Фото: n71.ru.
В продолжение темы читайте про 100-летний монорельс, из которого выпал слон.