Во время Второй мировой войны перед американскими инженерами встала новая задача – повысить точность бомб и ракет. На тот момент кибернетические системы находились в самом начале своего развития, и с существующими технологиями добиться нужного результата оказалось попросту невозможным. Спасение же пришло в лице доктора Б. Ф. Скиннера, который вынашивал весьма странные и эксцентричные идеи.
Безумная идея
Голуби на войне
Будучи психологом и зоологом, доктор Беррис Фредерик Скиннер был не на шутку увлечён бихевиоризмом, то есть изучением поведенческих реакций людей и животных. В частности, его очень интересовали голуби, Скиннер провёл за их изучением очень много времени и выяснил целый ряд интереснейших фактов. Во-первых, эти пернатые обладали великолепной зрительной памятью и легко запоминали конкретную местность и зрительные образы. Во-вторых, они отлично ориентировались в пространстве и были способны вернуться «домой» за сотни километров, из-за чего и использовались для доставки почты ещё с XIX века.
Доктор Беррис Фредерик Скиннер. / Фото: https://mavink.com
Была у Скиннера интересная идея. Он считал, что голубя можно использовать для управления бомбами, если обучить его распознавать фотографии и заставить его реагировать на изображения определённым образом. К несчастью изобретателя его идеи оказались слишком экстраординарными, и военные, когда он к ним обратился, попросту отказались воспринимать их серьёзно. Даже в частном проект никого не заинтересовал, отреагировала на него только компания General Mills, занимавшаяся производством продуктов питания. Глава инженерного отдела сумел убедить руководство в больших перспективах и возможном контракте с военными на немалую сумму. После этого и началась серьёзная работа над проектом Pigeon.
Крылатый пилот
Голубиное управление. / Фото: https://mavink.com
Чтобы выяснить степень обучаемости голубей с учётом поставленных задач и конкретных целей, Скиннер провёл целый ряд интересных экспериментов. К тому же он хотел понять, сможет ли птица управлять совсем непростой техникой. Он собрал каретку с электромоторами, которая могла двигаться по вертикали и горизонтали на направляющих, а моторы приводил в действие голубь, поворачивая голову. Когда в лаборатории ставили чашку с кормом, голубь поворачивался в её сторону, «нацеливая» каретку в нужном направлении. Самое интересное, что птица быстро запоминала расположение мишени и вела учёных в нужном направлении, даже если чашку с кормом никто не ставил. Следующим этапом было посадить голубя в кресло пилота.
Тренировка голубей. / Фото: https://alternathistory.com
В качестве носителя решили использовать самый обычный планер, а в головной части размещался голубь, вернее, их было целых три. Учёные вполне резонно опасались, что голубь может отвлечься или начать дёргаться в своей «упряжи», поэтому ещё двое нужны были для подстраховки. Птиц тренировали по специальной программе, отбирая самых спокойных и обучаемых. Самые умные из них могли распознавать корабли в открытом море и даже самые большие суда в составе конвоя. Тех, что поглупее, «натаскивали» на неподвижные цели – наземные сооружения.
Голубь клюёт точно в цель, за что периодически получает корм. / Фото: https://mavink.com
В голубиной системе наведения перед каждой птицей находился экран, на который выводилась цель, и именно её должен был клевать голубь. Если он клевал центр экрана, планер летел прямо, если смещался к краю, он поворачивал в туже сторону. За усердную работу птице полагалось вознаграждение в виде конопляных зёрен (они очень нравились голубям).
Головная часть бомбы «Пеликан». / Фото: https://topwar.ru
В 1943 году американским военным показали видео с демонстрацией работы «голубиного наведения». Результат оказался настолько впечатляющим, что группе учёных и инженеров сразу же предоставили финансирование, им даже предоставили для работы головную часть планирующей бомбы Mark 7 Pelican. Правда, никто не объяснил, как она работает, поскольку бомба была совершенно секретной. Весной 1944 года учёные представили окончательный результат. Работу системы наведения показали на специально подготовленном симуляторе, а птицы идеально следовали за целью, невзирая на искусственно создаваемые им помехи.
Крылатые пилоты. / Фото: https://alternathistory.com
Тем не менее проект всё-таки закрыли. Скиннер со своими идеями попросту опоздал на несколько лет, в 1944 году уже наметились серьёзные перспективы в разработке полностью автоматической системы наведения. Да и отношение к проекту Pigeon было крайне неоднозначным. К нему вернулись уже в послевоенные годы, проект снова открыли в Лаборатории военно-морских исследований. Его усовершенствовали с учётом современных технологий и работали с ним вплоть до 1953 года, после чего окончательно забросили.
Сейчас в современны ракетах, таких как Р-29 «Лайнер», используют высокотехнологичные системы наведения, обладающие большой точностью.