Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



Советский Т-34 принято считать лучшим танком Второй мировой войны. Впрочем, многие утверждают, что немецкие «Пантеры», созданные специально для борьбы с «тридцатьчетверками» были ничем не хуже, а в каких-то моментах даже опережали советские бронемашины. Правда это или нет — вопрос спорный, но то, что в свое время «Пантеры» успешно противостояли нашим танкам, остается фактом.

Разработка


Создание «Пантеры» началось в 1941 году после встречи Германии с советскими танками Т-34 во время операции «Барбаросса». Значительно превосходивший по тактико-техническим характеристикам немецкие Panzer IV и Panzer III, T-34 нанес сильный урон бронетанковым силам Третьего Рейха.

Операция «Барбаросса». | Фото: Muz4in.Net.

Операция «Барбаросса». | Фото: Muz4in.Net.

Осенью немцы сумели захватить первую «тридцатьчетверку» и отправили ее в Германию для изучения. 25 ноября компании Даймлер-Бенц и MAN получили заказ на разработку новых тяжелых танков под кодовым названием «Пантера». При изучении Т-34 немецкие инженеры обнаружили, что ключевыми элементами его эффективности была высокая маневренность, 76,2-мм пушка, широкие гусеницы и наклонная броня.

Взяв за основу технические составляющие советского танка, Даймлер-Бенц и MAN в апреле 1942 года представили собственные прототипы тяжелых танков. Дизайн машины Бенца был в большей степени улучшенной копией T-34, в то время как MAN объединили сильные стороны «тридцатьчетверок» с более традиционным немецким дизайном.

«Пантера» Даймлера-Бенца. | Фото: Военное оружие и армии Мира.

«Пантера» Даймлера-Бенца. | Фото: Военное оружие и армии Мира.

Вначале предпочтение было отдано «Пантере» Бенца и даже было произведено двести экземпляров этой боевой машины, но вскоре Адольф Гитлер решил остановиться на прототипе MAN. Дело в том, что в танке Даймлера использовался дизельный двигатель, а во время войны Германия испытывала сильный дефицит дизеля, который в большей степени отдавался на нужды морского флота. Кроме того «Пантеру» Бенца можно было легко спутать с Т-34 на поле боя, а это было неприемлемо.

Окончательный прототип «Пантеры» был в длину 6,8 метров, ширину — 3,2 метра. 45-тонный танк приводился в движение 12-цилиндровым бензиновым двигателем Maybach мощностью 690 л.с. Бронемашина могла развивать максимальную скорость 55 км/ч. Экипаж «Пантеры» в отличие от советского танка состоял из пяти человек. На вооружении у немецкого танка была установлена 7,5 см пушка Rheinmetall AG и 7,92 мм пулеметы Maschinengewehr.

Внутренности танка. | Фото: Пикабу.

Внутренности танка. | Фото: Пикабу.

После испытаний опытного образца в Куммерсдорфе осенью 1942 года новый танк, получивший название Panzerkampfwagen V Panther, был запущен в производство. Изначальное изготовление «Пантер» было поручено MAN, но вскоре спрос на танки превысил ресурсы компании. В результате контракты на строительство танков получили заводы Даймлер-Бенц, Maschinenfabrik Niedersachsen-Hannover и Henschel & Sohn. В ходе войны было построено около 6000 экземпляров «Пантер», что сделало этот танк третьим по популярности в Вермахте после Sturmgeschütz III и Panzer IV.

В бой


«Пантера» поступила в эксплуатацию в январе 1943 года. Рассматриваемые как ключевой элемент операции Цитадель на Восточном фронте, немцы откладывали битву под Курском до тех пор, пока не было выпущено достаточное количество «Пантер». Хотя новый танк изначально предназначался для оснащения только одного батальона в танковых дивизиях, к июню 1944 года на «Пантер» приходилась почти половина численности танков Вермахта как на восточном, так и на Западном фронтах.

Т-34 против «Пантера». | Фото: cloudarticles.info.

Т-34 против «Пантера». | Фото: cloudarticles.info.

Из-за острой необходимости новой бронебойной машины на Восточном фронте ранние «Пантеры» страдали от проблем с механикой. По информации Novate.ru, в битве под Курском в июле 1943 года было потеряно больше немецких танков именно из-за проблем с двигателем, чем из-за действий противника.

Движки перегревались, случались частые утечки топлива, ломались шатуны и подшипники. Кроме того, «Пантеры» страдали от частых поломок коробки передач, которую было очень трудно ремонтировать. Последующие обновления конструкции помогли уменьшить или устранить многие из этих проблем.

Американские солдаты осматривают подбитый немецкий танк Pz.V «Пантера». | Фото: Армии и Солдаты. Военная энциклопедия.

Американские солдаты осматривают подбитый немецкий танк Pz.V «Пантера». | Фото: Армии и Солдаты. Военная энциклопедия.

«Пантеру» впервые применили против американских и британских войск во время Анцио-Неттунской операции в начале 1944 года. На первых порах командование США и Великобритании посчитало, что этот тяжелый танк не будет построен в больших количествах. Однако когда в июне этого же года союзные войска высадились в Нормандии, они были потрясены, обнаружив, что половина немецких танков в этом районе были именно «Пантеры».

Превосходя американский танк M4 Sherman по классу немецкий танк с его высокоскоростным 75-миллиметровым оружием нанес тяжелый урон бронетанковым войскам союзников, атакуя на большем расстоянии, чем противники. Вскоре американские и британские танкисты обнаружили, что пушки их танков не способны пробить лобовую броню «Пантер» и для победы необходимо было использовать линейную тактику атаки.

Танк «Пантера». | Фото: history-doc.ru.

Танк «Пантера». | Фото: history-doc.ru.

«Пантера» оставалась на вооружении Вермахта до конца войны. В целом, теория о высокотехнологичности немецких танков подтверждается лишь отчасти. «Пантеры» действительно оснащались новейшим оборудованием, вооружением и средствами связи, но против «русского лома» немецкие техники так и не нашли лекарства.

Понравилась статья? Тогда прочитайте о Мценском сражении: как 50 советских танков уничтожили танковую дивизию Вермахта.



Обратите внимание:







24997
31.01.2019 17:30
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё