Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 2
+2
-1 0
Машины    



15 ноября 1988 года советский орбитальный корабль-ракетоплан МТКС «Буран» совершил полностью автоматическую посадку, не имея на борту экипажа. Зная об этом факте, многие граждане могут задаться вопросом: а способны ли на что-то подобное современные самолеты, в частности – пассажирские авиалайнеры? О существовании системы автопилота знают даже дети. Но может ли с ее помощью самолет взлетать и приземляться без какой-либо помощи со стороны человека?


Самолеты могут садиться и взлетать сами. |Фото: pokayadoma.ru.

Самолеты могут садиться и взлетать сами. |Фото: pokayadoma.ru.


Общего ответа на поставленный вопрос нет. Ответ будет меняться в зависимости оттого, о каких конкретно самолетах идет речь. С одной стороны: степень автоматизации современных лайнеров достигла на сегодняшний день очень высокого уровня. Уровень технического развития уже давно позволяет осуществлять самолетам полностью автоматизированные перелеты, включая взлет и посадку. Первый самолет появился в 1903 году. Первый автопилот был изобретен уже в 1912. Значительно улучшить автопилот смогли к середине 1920-х годов благодаря использованию гироскопа. А уже в 1947 году американский Дуглас C-54 «Скаймастер», оборудованный экспериментальной автоматикой, смог совершить первый в истории трансатлантический полностью автоматический полет. При этом взлет и посадку С-54 также выполнила автоматика без помощи человека.

Еще в 1947 году был выполнен полностью автоматический перелет. |Фото: mavink.com.

Еще в 1947 году был выполнен полностью автоматический перелет. |Фото: mavink.com.


С другой стороны, хотя автоматические системы управления самолетом за последние 100 лет шагнули далеко вперед, даже сегодня никто не отдает 100% ответственности на совесть оборудования. Автопилот – это верный помощник летчика, но не его замена. Во всяком случае при сегодняшнем уровне развития технологий. Все ключевые решения все равно остаются за человеком. По сути, все, что делает автопилот самолета, - это автоматически парирует возникающие возмущения по курсу, тангажу, крену. Современные автопилоты также могут заниматься стабилизацией высоты и скорости. Однако, все это касается того момента, когда машина уже находится в небе на «безопасной высоте». Со взлетом и посадкой дела обстоят куда сложнее…

Автопилот может многое, но не заменяют человека. |Фото: m.fishki.net.

Автопилот может многое, но не заменяют человека. |Фото: m.fishki.net.


Итак, как мы уже отметили в самом начале: самостоятельно поднимать в воздух и сажать машину на землю автоматика научилась еще в 1940-х годах. Конечно же, на тот момент технология была во многом экспериментальной. И хотя прогресс в этой области сделал уверенный шаг вперед, сегодня ни военные, ни гражданские самолеты не осуществляют автоматический взлет. В первую очередь потому, что это запрещено делать из соображений безопасности. От 80 до 90% авиакатастроф происходит именно в момент взлета или посадки машины. При этом взлет машины считается наиболее сложным и ответственным этапом полета. А потому и выполнять его должны исключительно люди. В момент взлета автоматические системы управления должны быть выключены.

Активировать автопилот летчики имеют право только после отрыва машины от земли и выхода на «безопасную высоту». Для большинства пассажирских лайнеров установлены ограничения по включению автопилота: высота не менее 30 метров и продолжительность полета не менее 5 секунд. Время полета считается с момента отрыва шасси от земли. Экипаж имеет право использовать автопилот во время набора высоты уже после отрыва от взлетно-посадочной полосы, однако в этом случае автоматика постоянно контролируется и корректируется человеком.

Самолет может многое, но не все. |Фото: YouTube.

Самолет может многое, но не все. |Фото: YouTube.


С посадкой на автопилоте ситуация несколько «демократичней». Тем не менее, даже современные машины не делают того, что в свое время осуществили американский С-54 или советский «Буран». Системы автоматической посадки «Autoland» — это отнюдь не робот способный в одиночку посадить самолет, а всего лишь помощник, значительно облегчающий управление бортом. При этом используется этот «помощник» только в специфических ситуациях. В среднем на посадки с использованием «Autoland» приходится по разным оценкам от 1 до 3% рейсов.

Задействовать автоматические системы посадки рекомендуется в случаях нулевой или около нулевой видимости (чаще всего в туман), недееспособности одного из пилотов, сильной усталости экипажа из-за затянувшегося рейса. При этом помимо рекомендаций по использованию «Autoland», есть и ряд категорических запретов. Так, системы автоматической посадки запрещено применять в ситуациях, когда на взлетно-посадочной полосе (ВПП) сильное оледенение, ВПП мокрая, ВПП под уклоном, в районе аэропорта сильная ветреность или просто плохая погода.

Автоматика еще не скоро заменит человека. ¦Фото: drunkguest.com.

Автоматика еще не скоро заменит человека. ¦Фото: drunkguest.com.


Подводя итог, еще раз подчеркнем: на уровне прототипов люди давно научились создавать полностью автоматические самолеты. Однако, на уровне серийных образцов прогресс еще не достиг того уровня развития, чтобы автоматической системе можно было доверить такие сложные операции, как взлет и посадка, особенно при условии наличия на борту ценных грузов или людей не из числа летчиков-испытателей.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, для чего в Советском Союзе строили огромные Ан-124, Ан-22 и Ан-225.


Обратите внимание:







11416
30.07.2023 21:25
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё