Лучший ответ на войне – это тот, что будет носить асимметричный характер. Именно по этой причине после начала господства немецких танков на полях сражений восточного фронта советское командование сделало ставку не на усиление танков, а на развитие самоходной артиллерии. Однако, были в семействе «сухарей» и достаточно экзотичные образцы техники, вроде Су-122, которая не имела и единого шанса против немецкой бронетехники. Зачем же она была нужна?
Отличная вышла самоходка. |Фото: m.fishki.net.
Когда говорят о временах Второй мировой войны, то при упоминании сочетания слов «самоходно-артиллерийская установка» большинство людей в первую очередь представляет себе противотанковую артиллерию, поставленную на гусеничный ход. Однако, это не совсем так. В действительности самоходная артиллерия могла выполнять разные задачи. В том числе существовали и самоходные гаубичные орудия, предназначенные отнюдь не для борьбы с бронетехникой, а для уничтожения живой силы противника, подавления огневых точек и разрушения фортификаций. Такие САУ принято относить к семье «штурмовых орудий».
Разработали в кратчайшие сроки. |Фото: pro-tank.ru.
В начале войны штурмовыми орудиями «StuG» активно пользовались немцы. К слову, в какой-то моменту противотанковых и штурмовых самоходок у немцев было даже больше, чем танков. Самым известным серийным образцом тевтонских штурмовых орудий можно считать гусеничную гаубицу Sturmpanzer IV «Brummbar», созданную на базе среднего танка PzKpfw IV, на который поставили 150-мм пехотное орудие sIG 33. Другой яркий пример – это немецкий StuH 42 из среднего танка PzKpfw III и 105-мм гаубицы leFH 18. Все это были противопехотные и противофотификационные средства. Создавая Су-122, советские конструкторы надеялись получить нечто подобное.
Грозная машина против укреплений. |Фото: nacekomie.ru.
На самом деле вопрос о создании штурмовых орудий для поддержки пехоты поднимался в СССР еще в 1930-е годы. Однако из-за недостаточного развития материальной и производственной базы от проектов раз за разом отказывались. Дошли руки до дела только в 1942 году после анализа успешного применения штурмовых орудий немецкой армией. За разработку и создание нового «сухаря» взялся УЗТМ. Конструкторской группой руководил Лев Израилевич Горлицкий. Работы по созданию Су-122 начались в конце октября 1942 года и завершились меньше, чем через два месяца. На испытания орудие показало неплохие результаты и было готово к запуску в серийное производство.
В основе лежал Т-34. |Фото: Twitter.
За основу Су-122 был взят средний танк Т-34, на который взгромоздили 122-мм гаубицу М-30С. Бронирование и значительная часть начинки была от легендарного танка. В самоходке использовался тот же дизельный двигатель В-2-34. Масса самоходки возросла с 26 тонн до 29.5 тонн. По этой причине сократилась удельная мощность: она упала с 19.5 до 16.8 л.с/т. Как итог, сократилась скорость на пересеченной местности. Если Т-34 мог рассекать вне шоссе на скорости до 36 км/ч, то Су-122 в лучшем случае разгонялась до 20 км/ч. Толщина бронирования была той же самой, что и у 34-ки – 40-45 мм. В целом машина получилась неплохой, однако выпустили их всего 640 единиц.
На базе Су-122 создали Су-85. ¦Фото: wikimedia.org.
Отказаться от крупносерийного производства Су-122 пришлось по причине увеличивавшегося количества танков «Тигр» на фронте. Кроме того, в начале 1943 года в руки красной армии наконец попала трофейная немецкая машина в хорошем состоянии. «Тигр» был доставлен на полигон, где начались испытания по отстрелу брони. Выяснилось, что советская противотанковая артиллерия не способна эффективно справляться с этим чудовищем. Своими фугасными снарядами «Тиграм» новенькая Су-122 могла мало что сделать. Поэтому было решено в срочном порядке создавать новую САУ. Опытная машина получила индекс Су-122М. В рамках проекта конструкторы УЗТМ решили поставить на уже созданную платформу Су-122 85-мм противотанковую пушку Д-5СВ5. И в скором времени на свет появился главный «котобой» Советского Союза – истребитель танков Су-85.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему советские танкисты носили шлемофоны, а немецкие - пилотки.