Знак ДТП/ Фото: grozny-inform.ru
Есть ли связь между маркой автомобиля и вероятностью ДТП? Возможно. По крайней мере, если посмотреть на статистику аварий. Конечно, каждый стиль управления и водитель уникальны. Но, судя по данным страховых компаний, автомобили некоторых марок особенно часто фигурируют в качестве виновников ДТП.
1. Статистика несчастных случаев
Автомобили КИА, по данным московского ГИБДД, чаще всего попадают в аварии/ Фото: zr.ru
В СМИ часто мелькают отчеты, сообщающие, что самыми опасными машинами на дорогах являются... Kia, Mercedes-Benz и BMW. Именно к такому выводу пришли аналитики московского ГИБДД после изучения данных 2021 года, рассматривающих общее количество ДТП. Участники антирейтинга расположились в таком порядке:
1. Kia.
2. Mercedes-Benz.
3. BMW.
4. Volkswagen.
5. Hyundai.
6. Toyota.
7. Skoda.
8. Audi.
9. Nissan.
10. Ford.
Аналитики Страхового дома ВСК, подбив итоги первого квартала 2022 года, на вершину своего рейтинга аварийности поставили Тойоту: количество дорожных происшествий с участием машин этой марки достигло 11% от всех случаев ДТП по России в этом году.
По данным Страхового дома ВСК, наиболее аварийной маркой является Тойота/ Фото: rg.ru
Следующие две лидирующие позиции заняли продукты корейских брендов Kia и Hyundai: их пользователи попадали в неприятности ненамного реже. Общая картина выглядит так:
Но в 99% исследованных экспертами случаев виноваты не сами машины, а те, кто ими управляет: главной причиной происшествий стало банальное превышение допустимой скорости. За ним следует игнорирование дорожных знаков, разметки и правил обгона, а также вождение в нетрезвом виде.
Согласно данным по искам страховщиков, модели БМВ отличаются повышенной аварийностью/ Фото: bmw.ru
Однако ситуация совершенно иная, когда мы проверяем, какой процент водителей имел убыток в своей страховой истории. Иски, предъявленные страховым компаниям, показывают, что наибольшее количество «аварийных» автомобилистов водит BMW. За последние три года 32 процента водителей этой марки побывали в столкновении или другом происшествии, связанном с выплатой компенсации. Далее идут:
Как видим, у всех этих марок практически одинаковые показатели. Можно сказать, третья часть машин любого из вышеназванных брендов в какой-то момент времени попадает в аварию. Получается, владельцы автомобилей, созданных этими производителями, рискуют больше всего.
Следующие места заняли Fiat и Volkswagen (по 26%), Mercedes-Benz и Volvo (по 27%), а также Citroen, который определенно выделяется с положительной стороны: аварийность машин этой марки за последние три года едва дотянула до 23 процентов.
2. Истинная причина аварий – отнюдь не «неправильная» марка автомобиля
Разные ведомства ведут свою статистику аварийности/ Фото: businesslike.ru
Цифры на бумаге – это одно, а реальное положение вещей – совсем иное. Стоя перед выбором, какой автомобиль купить, вряд ли разумно руководствоваться «аварийными» рейтингами.
Во-первых, каждая организация, будь-то страховая или аналитическая компания, государственное статбюро, автомобильное сообщество или дорожная полиция, ведет свою статистику, и результаты кардинально отличаются.
Во-вторых, ситуация во всех регионах разная – даже не беря в расчет европейские или мировые масштабы, а только в пределах России. И далеко не о каждом ущербе сообщается в страховую компанию.
То же самое касается протоколов, составленных автоинспекторами: множество российских автомобилистов, особенно в глубинке (а это практически вся Россия за исключением нескольких центральных мегаполисов), предпочитают «полюбовный» расход на месте, и ДТП с участием их машин не попадают в отчеты ГИБДД, Росавтодора или страховых агентств.
В-третьих, глупо полагать, что аварии происходят исключительно по вине бренда-производителя. Да, бракованные автомобили встречаются – порой даже не единичными экземплярами, а целыми сериями. Но не настолько часто, чтобы говорить о тенденциях.
Поведение водителя-лихача может стать причиной дорожного происшествия/ Фото: drivenn.ru
Никто не станет покупать товар, если производитель не в состоянии обеспечить приемлемое качество, тем более такой дорогостоящий, как автомобили. И если Киа, БМВ или Рено попадают в аварию, причина наверняка не в «несчастливом» шильдике на капоте.
Совсем другое дело, если смотреть на поведение водителей, типичное для приверженцев определенной марки. Гонщики на БМВ или Маздах, например, в среднем попадают в аварии на 14% чаще, чем более миролюбивые владельцы Фольксвагенов, Фиатов или Пежо.
Фанаты баварской автомобильной марки полностью оправдывают имидж компании со слоганом «удовольствие от вождения», и их часто называют самыми агрессивными на дороге. Это, конечно, не означает, что каждый водитель BMW – потенциальный агрессор.
Независимо от модели и производителя, солидный пожилой джентльмен с миллионным километражом за плечами будет попадать в аварии реже, чем 19-летний лихач, выпендривающийся перед друзьями.
Есть и еще одна причина аварий – плохое техническое состояние автомобиля. К наиболее распространенным изъянам относятся отсутствие нормального освещения, ненадлежащее состояние тормозов, неисправности рулевого управления и изношенные шины.
Плохое состояние автомобиля повышает вероятность попадания в ДТП/ Фото: mail.ru
В России ситуация такова, что некоторые машины вообще не должны использоваться на дорогах. Удивительно, как они не разваливаются на ходу (впрочем, иногда действительно разваливаются). Если, скажем, в Германии количество «не вполне исправных» автомобилей составляет менее 10%, то в России масштабы наверняка намного больше. Здешняя автотехника ничем не лучше немецкой.
Государственные органы, конечно, рапортуют, что техническое состояние машин на российских дорогах с каждым годом улучшается, но угроз по-прежнему много. Приток подержанных иномарок из-за рубежа, в том числе старых и поставарийных, создает определенные опасности, а новые, современные, отказоустойчивые и безопасные модели, заграничные или местной сборки, не по карману большинству покупателей.
Дополнительной проблемой является недостаточно совершенная система технического осмотра транспортных средств. Станции нередко работают с нарушением действующего законодательства, мало инспектируются, допускают к проверкам диагностов, не имеющих достаточного опыта и подготовки.
На сегодняшний день власти положили конец определенным патологиям, но ситуации, когда диагност за отдельную плату закрывает глаза на различные нарушения, все еще не редкость.
Современные автомобили стали гораздо более безопасными/ Фото: iz.ru
И, конечно, ни для кого не должно быть сюрпризом, что чаще других в аварийные антирейтинги попадают самые распространенные и застрахованные марки – просто потому, что их больше всего на рынке.
За последние годы многое произошло в области безопасности легковых авто. Разнообразные датчики, системы раннего предупреждения и прочие технологии, внедряемые даже в самые бюджетные модели, успешно предотвращают несчастные случаи. А большая часть транспортных происшествий, регистрируемых дорожной полицией, по-прежнему связана с самоуверенностью, пренебрежением правилами, недостаточным опытом вождения и употреблением опьяняющих веществ.
Между тем, есть 7 китайских автомобилей, которые не уступают по качеству «европейцам».