Советские грузовики «Колхида» от Кутаисского автозавода обладали не самой однозначной репутацией. В Союзе водители шутили по их поводу, в том числе следующими словами: «Колхида – гордость Грузии! Слезы России». Однако, последний грузовик данной серии качественно отличался от своих предшественников, чем смог приятно удивить водителей. Увы, та модель стала для завода последней. Что же было особенного в этой «Колхиде»?
Последняя Колхида. |Фото: ya.ru.
Отечественные грузовики советские водители любили за надежность, неприхотливость и качество. Однако, в семье не обходится без исключений. В 1958 году в Грузии на Кутаисском автомобильном заводе было разработано и представлено две новых автомобильных платформы, одна из которых стала основой для седельного тягача. В основе грузовой платформы лежал среднетоннажный грузовик ЗиЛ-164. Несмотря на хорошую родословную первые «Колхиды» получились, мягко говоря, так себе. Грузовики вышли откровенно проблемными.
Первые грузовики завода имели неоднозначную репутацию. ¦Фото: new-world-rpg.ru.
В целом так продолжалось до 1980-х годов, хотя нельзя не признать, что качество каждой новой серии главного грузинского грузовика росло. Окончательно это изменила модель КАЗ-4540, которая была спроектирована совместно с НАМИ при поддержке КамАз. Без преувеличения будет сказано, что в момент времени советским инженерам удалось вывести формулу почти идеального грузовика! Несмотря на то, что машина называлась «Колхида», по сути это был принципиально другой грузовик.
Машину перевели с бензина на дизель. |Фото: dvigatel740.ru.
Добиться этого удалось благодаря радикальной переработке всей конструкции. В первую очередь советские инженеры отказались от не оправдавшей себя в данном случае платформы ЗИЛ. Ей на смену пришла новая платформа КамАз. Неэффективный 8-цилиндровый бензиновый двигатель «Колхиды» поменяли на 6-цилиндровый дизельный КамАз-740 с отдачей 160 л.с. Грузовик получил полный привод с блокируемым дифференциалом задней оси и отключаемой передней осью. В машину поставили 8-ступенчатую коробку передач. Ее, как и раздаточную коробку, передвинули от двигателя на середину рамы, соединив с силовым агрегатом отдельным валом.
Ездят до сих пор! |Фото: dima-sychev.ru.
Новая компоновка позволила намного лучше распределить вес полностью загруженной «Колхиды», что благоприятно сказалось на ходовых качествах грузовика. Благодаря этому «Колхида» практически не вязла даже в самой глубокой грязи, чем приятно удивляла советских водителей. В общей сложности в грузовике было более двух сотен инноваций разного масштаба и важности. Кабина была очень простой, но в то же время «по-спартански» удобной и даже симпатичной. Если сегодня на дорогах и встречается какая-нибудь старенькая «Колхида», то скорее всего это будет КАЗ-4540.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему некоторые автомобилисты не рекомендуют менять протекший сальник.