Далеко не вся гусеничная техника является военной. Существует достаточно большое количество гражданских машин, стоящих на гусеницах. Самым простым и ярким примером в этом отношении являются тракторы. Примечательно, что гусеницы, использующиеся в танках и в тракторах, на самом деле достаточно сильно отличаются. В первую очередь своими «пальцами». В чем же заключается суть отличия гражданской конструкции от армейской?
У танков и тракторов разные гусеницы. /Фото: karopka.ru.
В первую очередь следует напомнить о том, что гусеничная цепь состоит из соединенных между собой траков. Скрепляются они тем, что принято называть «гусеничными пальцами». В тех случаях, когда пальцы смещаются, происходит разрыв гусеницы, после чего ее приходится собирать, натягивать и фиксировать на катках машины по новой. Еще в начале XX века конструкторы додумались устанавливать на гусеничные пальцы специальные головки-предохранители, которые в значительной мере улучшают ситуацию с количеством разрывов.
Вот тут отбойный кулак. /Фото: yandex.net.
Суть в том, что даже при наличии головки-предохранителя во время езды машина и ее гусеницы вполне закономерным образом вибрируют. Постоянные маневры, вибрация и различные нагрузки приводят к тому, что пальцы гусениц постепенно сдвигаются. Рано или поздно они все равно выпадут из траков, что станет причиной разрыва всей цепи. Чтобы этого не допустить, инженеры придумали несколько способов решения проблемы.
А вот так решается вопрос в тракторах. /Фото: yandex.ru.
В результате расположение головок пальцев (наружу или внутрь) зависит от того, какой именно в конкретной машине используется механизм предотвращения разрывов. В танках гусеница надевается головками пальцев к корпусу из-за того, что отбойные кулаки привариваются к бортам техники. Как правило, крепятся они в задней части танка. Нужны они для того, чтобы постоянно подбивать вылезающие из траков пальцы обратно при помощи несильных ударов, прямо во время движения танка.
Все для предотвращения разрывов. /Фото: military-informant.com.
На гусеничных тракторах используется другая система защиты от разрыва гусениц, а вместе с тем и пальцы устанавливаются головкой наружу. В каждом тракторном пальце, просто проделано отверстие куда вставляется шайба и проволока. Такая система менее надежна и требует постоянно ручной проверки, однако она и намного дешевле хитрого механизма, который применяется в военной технике.
В продолжение темы можно почитать о том, для чего на танковой пушке делают утолщение и какая от него польза.