Санкт-Петербург, один из тех городов, для которых переправы через многочисленные водные преграды являются главными составляющими инфраструктуры для обеспечения его жизнедеятельности. На протяжении трех сотен лет в Северной столице России возводилось немало удивительных инженерных сооружений, соединивших берега Невы, множества каналов и речушек, но среди них есть несколько самых примечательных объектов, со своими легендами и даже обычаями.
1. Разводной Дворцовый мост между Дворцовой площадью и Стрелкой Васильевского острова
Разводной Дворцовый мост между Дворцовой площадью и Стрелкой Васильевского острова более 100 лет является визитной карточкой Санкт-Петербурга. | Фото: outdooractive.com.
Одним из самых гениальных инженерных сооружением Санкт-Петербурга считается разводной Дворцовый мост, соединяющий Дворцовую площадь и Стрелку Васильевского острова (мыс на восточной оконечности острова). Этот уникальный объект, ставший символом города на Неве, был построен в начале прошлого века после длительного отбора проектов, представленных на двух конкурсах. В 1901 году первый объявленный конкурс на лучший проект моста, был провален, поскольку ни один из 27 концептов не смог убедить комиссию. Спустя 8 лет был объявлен новый конкурс, который стал знаковым для города и для разработчиков – инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. Их проект разводного пятипролетного двукрылого моста шириной 27,7 м. и длиной 250 м настолько опередил время, что по сей день он считается одной из крупнейших разводных переправ в мире.
Разводной Дворцовый мост – одно из самых сложных инженерных сооружений в мире (Санкт-Петербург).
Интересный факт: Главной особенностью реализации столь сложного инженерного проекта стало то, что в строительстве были задействованы лишь отечественные специалисты и использовались только российские материалы. Понадобилось 6 лет, чтобы гениальный объект был сдан в эксплуатацию, ведь его возведение пришлось на тяжелейшее время – вначале помешало масштабное наводнение, а затем Первая мировая война. Тем не менее в ноябре 1915 года переправа была открыта для пешеходов, а в декабре 1916 г. прошло грандиозное испытание на прочность: 34 автомобиля с грузом по 9,6 тонн каждый одновременно заняли на мосту все пролеты. Конструкция устояла, что позволило вскоре пустить экипажи.
В дневное время Дворцовый мост словно стелется по воде, сливаясь с окружением (Санкт-Петербург).
Особенно Дворцовый мост манит туристов своим величием в ночное время и в период разведения его «крыльев» (Санкт-Петербург). | Фото: bolshoyvopros.ru.
Если говорить об архитектурной значимости Дворцового моста, то не все планы были сполна реализованы. Изначально переправа задумывалась с пышным помпезным убранством: перила со сложным чеканным рисунком из толстого листового железа, планировали установить четыре 25-метровых фонаря-маяка, подъемные машины для людей и балконы-смотровые площадки, украшенные скульптурами, орнаментами, императорскими орлами и т. д. В итоге мост был сдан без каких-либо архитектурных элементов, а то, что можно увидеть сейчас, было сделано в советские времена.
2. Аничков мост
Аничков мост середины XIX начала XX века (Санкт-Петербург).
Уже в начале XVIII века Невский проспект Санкт-Петербурга являлся одной из главных улиц Северной столицы, поэтому транспортному соединению уделялось особое внимание. Еще Петр I в 1715 г. пытался решить главную проблему центра города – пересечение Фонтанки (в былые времена называлась Безымянным Ериком). Буквально за год военный инженер, полковник Михаил Аничков вместе со своим батальоном построили деревянную переправу, соединившую правый и левый берег, значительно упростив передвижение.
Аничков мост через Фонтанку – одна из самых легендарных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Примечательно: После окончания строительства мост получил название Аничков, в честь полковника, который его спроектировал. Несмотря на то, что его не раз перестраивали другие архитекторы и на стремление комиссии по Петербургским строениям, постановившей именовать мост «Невским», мост по другому называться не стал.
Четыре скульптурные композиции «Укротители коней» от барона Петра Карловича Клодта – величайшего «лошадиного» мастера (Аничков мост, Санкт-Петербург).
Очень быстро стало понятно, что Аничков мост был узким и не совсем удобным, особенно после того, как почистили Фонтанку и она стала судоходной. Рабочим приходилось то разбирать, то собирать центр моста, пропуская суда, что было не совсем практично и затратно. По этой причине его несколько раз расширяли, добавляли пролеты, укрепляли и, когда его заменили на каменный, пришел черед его украсить. Было разработано несколько проектов, в итоге остановились на четырех скульптурных группах бронзовых коней («Укротители коней»), символизирующих этапы покорения коня и борьбу человека с силами природы. На данный момент Аничков мост – это элегантное сооружение, состоящее из трех арочных пролетов из розового гранита, украшенное чугунными перилами с изображением мифических животных, морских коньков и русалок.
3. Банковский мост
Небольшой мост, перекинутый через канал Грибоедова, соединяющий Казанский и Спасский острова, стал самой популярной достопримечательностью Санкт-Петербурга. | Фото: mostotrest-spb.ru.
Банковский мост, спроектированный инженером Г. М. Треттером, не только уникальный памятник мостостроительной архитектуры начал XIX века, но и самый любимый мост жителей города и его гостей. Петербуржцев и туристов привлекают не инженерные тонкости, а скульптуры крылатых львов в стиле ампир, созданные П. П. Соколовым. Мифические крылатые львы, ранее использовавшиеся для декора роскошной мебели или фасада зданий, в этом проекте стали главными «героями», украсившими городской ландшафт. Фигуры львов, высотой в 2,85 м были отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, а вот крылья вычеканили из листовой меди и покрыли сусальным золотом.
Мифические крылатые львы стали ярким и самым эффектным украшением Банковского моста (Санкт-Петербург).
Конструкционные особенности: Банковский мост – это один из трех пешеходных висячих мостов города, сохранившихся по сей день (в 1823-1826 гг. их было шесть). Пешеходные висячие мосты первой четверти XIX века мало чем отличались от транспортных переправ. Несущими элементами, поддерживающими дорожное полотно, и в том, и другом случае являлись металлические цепи, а вот опорами, в случае с пешеходными переправами, служили металлические каркасы. В конструкцию транспортных же мостов входили портальные рампы, которые и выполняли роль опор.
4. Египетский мост
Египетский мост – экзотический объект, украшающий центр города (Санкт-Петербург).
Египетский мост, соединяющий Ломоносовский проспект через Фонтанку, – экзотическая красота в самом центре Северной столицы. Чугунные сфинксы, охраняющие мост – диковинный элемент как для русской земли. Хотя в этом нет ничего странного, ведь XIX веке началось повальное увлечение культурой Древнего Египта, отразившееся в деталях архитектуры и произведениях искусства. Скульптуры сфинксов по проекту П. П. Соколова были отлиты на заводе Берда и окрашены в желтый цвет, а все остальные металлические части имитировали бронзу. Но на этом экзотическое украшательство не было закончено, на порталах, колоннах, карнизах и других элементах переправы можно было увидеть орнаменты из иероглифов.
Эффектные сфинксы охраняют въезды на Египетский мост (Санкт-Петербург). | Фото: photoprogulki.narod.ru.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, что мост, сооруженный в 1825-1826 гг., был обрушен в 1905 г., поэтому переправа, которую можно увидеть сейчас в Северной Венеции – это результат коллективного труда сотрудников Ленгипроинжпроекта: инженера В.В. Демченко и двух архитекторов – П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Новый Египетский мост, имеющий однопролетную металлическую конструкцию длиной 53,3 метра и шириной 27,6 м, был возведен только 1954-1955 гг.
5. Мост Ломоносова
Мост Ломоносова через Фонтанку – один из выдающихся памятников мостостроительного искусства города на Неве.
Через Фонтанку переброшен еще один довольно примечательный мост, который несколько раз менял название. Изначально его посвятили Екатерине Великой, затем графу Чернышеву, а в 1948 году его переименовали в честь величайшего ученого – Михаила Ломоносова. Учитывая, что Фонтанка в XIX веке была судоходной рекой, он был оснащен подъемными механизмами, но после реконструкции (деревянную конструкцию заменили на каменную), произошедшей в 1913 г., его подъемные пролеты заменили на постоянные.
Мост Ломоносова украшают монументальные башни из гранита и каменные мосты с фонарями (Санкт-Петербург).
Стоит отметить, что мост Ломоносова считается одним из выдающихся памятников мостостроения Санкт-Петербурга и единственной переправой через Фонтанку, которая была сооружена по типовому проекту Ж-Р. Перроне. Отличительной чертой этого объекта являются дорические гранитные башни, соединенные цепями, внутри которых еще сохранились подъемные механизмы. Особой монументальности придают и каменные столбы-обелиски, расположенные на четырех углах моста у въездов, на которых закреплены фонари.
6. Большеохтинский мост
Большеохтинский мост – шедевр инженерной мысли (Санкт-Петербург).
Большеохтинский мост (он же мост Петра Великого) – первый мост на Неве, который стал не только гениальным инженерно-архитектурным объектом, но и открывал неограниченные возможности для судоходства. Понадобилось немало времени, чтобы вынесли решение о строительстве переправы, соединяющей северную часть исторического центра с районом Малая Охта. Еще Николай I в 1829 году, составляя перспективный план города, настаивал на строительстве переправы вблизи места впадения Охты в Неву. Но решение так долго обсуждалось, что над реализацией этого плана начали работать лишь в 1901 г.
Центральный пролет Большеохтинского моста открывается всего лишь за 30 секунд (Санкт-Петербург).
Вначале был объявлен международный конкурс на лучший проект моста, но ни один концепт не отвечал предъявленным требованиям. Через несколько лет был утвержден внеконкурсный проект, разработанный профессором Николаевской инженерной академии Григорием Кривошеиным и военным инженером Владимиром Апышковым, которые предложили идеальный вариант для беспрепятственного судоходства. Их проектом был предусмотрен разводной пролет, как раз посреди русла Невы, что значительно упрощало движение судов.
Каменные башни-маяки Большеохтинского моста выполнены в романском стиле (Санкт-Петербург).
Несмотря на то, что во главу угла ставились практичность и функциональность переправы, архитектурным деталям также уделили внимание. Масштабные арочные фермы, 36-метровые гранитные башни, выступающие в роли маяков (внутри спрятаны подъемные механизмы), пристроенные к ним полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами, четырехгранные фонари – все эти детали были нетипичными для русского мостостроения, что сделало переправу еще более уникальной и запоминающейся достопримечательностью Санкт-Петербурга.
7. Большой Обуховский мост
Большой Обуховский мост – единственная автомобильная переправа через Неву, которая не разводится (Санкт-Петербург).
Это самый «молодой» мост, появившийся в Санкт-Петербурге в начале 2008 года, который навсегда соединил две части Северной столицы, что является диковинкой для судоходных городов. Эти мосты никогда не разводится, поскольку высота пролетов от уровня воды составляет 30 метров, так что теперь никто не может сказать, что опоздал к разводу мостов и заночевал у друга/подруги или на работе.
Главным украшением Большого Обуховского моста стали 120-метровой высоты пилоны с натянутыми тросами и эффектная иллюминация (Санкт-Петербург).
Автомобильный мост имеет сложную конструкцию и состоит из двух параллельных мостов, что надежно разграничивает разные направления движения. Каждая часть разделена на 4 полосы движения, что позволяется очень быстро добраться с Октябрьской набережной на Проспект Обуховской обороны или в обратном направлении даже в сильный туман. Тротуаров для прогулок на нем не предусмотрено, имеется лишь техническая часть для дорожных работ. Но без эффектной изюминки, отличающей этот мост от других переправ города не обошлось. Ею стали гигантские металлические пилоны высотой 120,5 метров, к которым крепятся мощные тросы (ванты). Кстати сказать, у этой переправы сразу же появилось и народное название – «Вантовый мост».
Из нашего видео можно узнать, почему между Европой и Африкой до сих пор не построили мост:
На улицах Санкт-Петербурга можно увидеть массу восхитительных архитектурных шедевров и удивительных скульптур, но самыми необычными все же являются египетские сфинксы. А откуда они взялись в Северной столице, можно узнать из нашего обзора.