Чаще всего именно с тёплыми воспоминаниями связаны внушительные и вызывающие ощущение спокойствия, надёжности и немецкой педантичности автомобили. Громоздкие грузовики «IFA» занимают в памяти взрослых людей постсоветского периода особое место. Гигантская кабина, полное отсутствие капота и блестящий логотип, вписанный в ромб и бросающийся в глаза. Порой эти грузовики мелькали в советском кино, став частью быта и культурного контекста. В 60-70 годы в СССР поставляли импортные авто из Германской Демократической Республики.
Производство грузовиков ГДР. / Фото: themator.museum-digital.
Производство грузовиков было масштабным, и они поставлялись во многие страны помимо СССР. Конкретно в Союзном государстве машины оказывались по Договору Экономической Взаимопомощи. В целом, техника отправлялась для работы на промышленных предприятиях.
Грузовики из ГДР. / Фото: autotruck-press.ru.
Не секрет, что для автомобильной промышленности разных стран характерны особые традиции. Закономерная нехватка подходящих запчастей обернулась производством советскими мастерами новых деталей из старых. Тяжести, связанные с грузовиками из ГДР, сводились не только к новым вызовам на токарных станках. Вынужденная мера помогала людям того времени понять устройство немецкой техники, подстраивая под её лекала части собственных грузовиков и автобусов.
Чтобы понять, как титанические машины «IFA» с современным устройством поступали на наши земли, обратимся к истории их производства.
Кадр из советского фильма.
Модели IFA W50L обязаны появлением обновлённому в 1948 году заводу Даймлер-Бенц. Топливный бак в этих машинах располагался прямо внутри рамы между лонжеронами, что всегда оставалось его характерной чертой. В семидесятых модернизации подверглось устройство тормоза, в начале восьмидесятых – рулевой механизм.
Полноценные грузовики IFA W50L мир увидел с началом лета 1965 г. Двухместная кабина стала одним из преимуществ, обнаруженных впоследствии во время эксплуатации техники советскими рабочими, поскольку она располагалась над двигателем. Обособленно от него находились и пятиступенчатая коробка передач, и гидропневматический тормозной привод. Грузовики требовали основательного подхода и регулярного обслуживания, однако в Советском государстве они дослуживали свой век без поддержки специальных инструментов – с подачи находчивых решений конструкторов и шофёров.
6-тонная линейка «IFA L60/1218» продемонстрировала грузовые машины общим весом в 12 тонн с шестицилиндровыми дизелями. Они сохранились в памяти тысяч водителей как абсолютные фавориты среди грузовиков. Вплоть до того, как не нуждающийся в представлении концерн Мерседес взял производство под своё крыло. В нём стало больше буквально всего: мест в кабине (теперь уже откидной), сил привода, ступеней коробки передач, амортизаторов в подвесках.
Как в СССР прижились грузовики из ГДР. / Фото: avtotema.mediasalt.ru
Возвращаясь к дизелям, стоит отметить, что они не пользовались спросом в Союзе: крупные габариты, высокие требования к уходу и качеству топлива давали о себе знать. Кроме того, при низких температурах в дизелях порой возникали сбои. Тем не менее, восточно-германские самосвалы, пусть поначалу и неохотно, но были приняты на советском пространстве. Технические характеристики впоследствии отмечали многие водители.
Хотя они и были вынуждены адаптировать крупногабаритную технику под чужие для неё реалии, в то же время это подогревало интерес к другим подходам в машиностроении и позволяло использовать потенциал в производстве новых деталей. При этом в общей массе отношение к грузовикам сохранилось очень противоречивое, поскольку сформулировать, чего в них было больше – достоинств или недостатков для того времени было трудно.
Грузовики «IFA» даже сегодня иногда можно обнаружить на дорогах по всему миру, однако не все знают, что они восходят корнями к производителям уже не существующей республики ГДР.
Понравилась эта новость? Тогда жми:
Чем отличались между собой такие похожие советские автомобили ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011.