Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Был в Советском Союзе такой отличный мотоцикл - М-72. Выпускали его на нескольких заводах: на московском ММЗ, харьковском «Серп и молот», ленинградском «Красный Октябрь», киевском КМЗ. Первоначально мотоцикл использовался исключительно для нужд армии и в продажу гражданскому населению вплоть до 1950-х годов не поставлялся. И хотя это уже давно не является секретом, не каждый знает о том, что советский М-72 – это локализованный немецкий BMW R 71.


Хороший был мотоцикл. |Фото: real-biker.ru.

Хороший был мотоцикл. |Фото: real-biker.ru.


Превращение неправильного капиталистического BMW R 71 в правильный коммунистический М-72 – история, достойная шпионского романа. В 1930-е годы советское руководство задумалось о необходимости создания тяжелого мотоцикла для нужд армии. Как раз в то время ряд советских специалистов проходил стажировку на предприятиях Германии, в том числе на заводах BMW, где смогли подсмотреть «всякое». В числе «всякого» оказался тяжелый армейский мотоцикл BMW R 71, который к 1940 году уже успел себя хорошо зарекомендовать в вермахте. Его-то советское руководство и решило скопировать для собственных нужд.

Немецкий оригинал. |Фото: wikimedia.org.

Немецкий оригинал. |Фото: wikimedia.org.


Немцы, которые на тот момент уже откровенно готовились к войне с СССР, продавать завтрашнему врагу военные технологии по понятным причинам отказались. Тогда советская «контора» пошла по проверенному пути: закупили пять немецких мотоциклов BMW R 71 через подставных лиц в Швеции. Оттуда мотоциклы тайно доставили в Союз, после чего их благополучно раскрутили отвертками советские инженеры. Так появился М-72. Само собой, советский мотоцикл не был копией «немца» точь-в-точь. Ряд элементов конструкции пришлось перерабатывать с учетом возможностей отечественного производства, в частности пришлось адаптировать конструкцию по советские двигатели.

Харлей ВЛА. |Фото: Pinterest.

Харлей ВЛА. |Фото: Pinterest.


Однако, здесь возникает вопрос: почему СССР не купил какой-нибудь другой мотоцикл? Например, Harley-Davidson WLA или другую модель. Что ж, конкретно армейский WLA американцы скорее всего Союзу (в тот момент) точно также не продали бы, как и немцы свой R 71. Тем более, что знаменитый WLA и вовсе появился в 1940 году и был без преувеличения новым словом в мототехнике. В лучшем случае американцы продали бы Союзу лицензию на какое-нибудь «старье», при всем уважении к американской технике. Подобная покупка сгодилась бы для начала собственного производства с перспективного дальнейшего развития технологий для гражданского рынка, но никак не для нужд армии. Союзу нужен был современный тяжелый мотоцикл здесь и сейчас.

Немецкие мотоциклы были хороши. |Фото: carmuseum.com.

Немецкие мотоциклы были хороши. |Фото: carmuseum.com.


Также в выборе немецкого мотоцикла не последнюю роль могли сыграть достижения марки BMW на ниве мотоциклетного спорта и рекордов. Дело в том, что BMW начали выпускать мотоциклы только после Первой мировой войны. До этого завод делал авиационные моторы. Послевоенные санкции запретили немцам делать товары военного назначения, поэтому вчерашние авиационные инженеры стали проектировать мототехнику. И надо сказать, получилось у немцев неожиданно хорошо. С 1924 по 1929 год творения Рудольфа Шляйхера в классе мотоциклов 500-ников забрали себе едва ли не все чемпионские титулы на соревнованиях. В 1930-е годы немецкие мототехники не угомонились и продолжили ставить всевозможные рекорды, в том числе в 1937 году Эрнстом Хенне был поставлен новый рекорд скорости, который продержался в мире почти 15 лет!

Мотоциклы постоянно ставили рекорды. ¦Фото: excellent-moto.ru.

Мотоциклы постоянно ставили рекорды. ¦Фото: excellent-moto.ru.


Мотоциклы «баварцев», выскочив в 1920-е годы как черт и табакерки, неожиданно оказались не просто хороши, но и страшно перспективы. Конечно, какая-нибудь «рабочая лошадка» BMW R 71 была далеко не там спортивным красавцем-жеребцом. Однако, немецкая школа мостостроения сама по себе вызывала большое уважение, а потому вызывала неподдельный интерес. Тем более, что удачные технические решения неизбежно перекочевывали из спортивных мотоциклов и в бюджетную технику. На тот момент немцы без преувеличения смогли «задвинуть» даже ребят из Harley-Davidson несмотря на то, что последние делали мотоциклы еще со времен Первой мировой войны.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про то, что за странный «ночной горшок» лежит на бензобаке главного мотоцикла вермахта - BMW R75.


Обратите внимание:







3745
29.01.2024 19:30
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё