Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0



Советская космическая программа даже до первого полёта человека в космос выглядела довольно масштабно и амбициозно. Однако зачастую она ассоциируется именно с освоением необъятных просторов Вселенной. А ведь было ещё не одно направление, в котором работали советские учёные по отношению к космосу. Например, ведение боевых действий. Однако был такой проект, который сумел объединить в себе цели заниматься наукой и участвовать в войне, находясь при этом за пределами планеты. Речь идёт о концепте создания орбитального истребителя.

Один из самых амбициозных проектов советской космонавтики. /Фото: popmech.ru

Один из самых амбициозных проектов советской космонавтики. /Фото: popmech.ru


Конец пятидесятых годов прошлого столетия отметились небывалым всплеском космических исследований. Впрочем, это и неудивительно, ведь в 1957 году был запущен первый искусственный спутник, а теперь СССР готовил отправить первого человека на орбиту Земли. Однако этот же период отмечен в истории как разгар Холодной войны, а потому космическое пространство неизбежно попадало и под внимание военных.

Космическая программа была в то время на пике своего развития. /Фото: osssr.ru

Космическая программа была в то время на пике своего развития. /Фото: osssr.ru


В попытке создать такие аппараты, благодаря которым на орбиту можно было бы выводить не только специально подготовленных космонавтов, но и военных, лучшей концепцией считалась идея планирующего космического корабля, или ракетоплана. Причём она привлекла не только советских, но и американских учёных. Причина такого выбора была в том, что аэродинамические качества такого летательного аппарата позволяли бы ему приземляться на землю более точно, чем космическим кораблям, да и размещать вооружение на них было бы проще. Оснащать их, к слову, планировали маневрирующими боеголовками и орбитальными или суборбитальными бомбардировщиками, которые должны были передвигаться на гиперзвуковых скоростях и большой высоте, оставаясь при этом неуязвимыми для ПВО противника.

Концепт-арт американского ракетоплана. /Фото: youtube.com

Концепт-арт американского ракетоплана. /Фото: youtube.com


Одним из крупнейших разработчиков проектов «Ракетоплан» и «Космоплан» в начале шестидесятых годов прошлого века стало Объединенное конструкторское бюро 52 (сегодня - ФГУП «НПО машиностроения»). Так, именно в их архивных документах, в описании эскизного проекта, можно найти определение летательного аппарата, который они стремились создать: «Под ракетопланом понимается космический летательный аппарат многоразового применения, способный совершать полеты в космическом пространстве, могущий достигать орбитальных I и II космических скоростей полета, использующий для управления траекторией полета как газодинамические, так и аэродинамические силы и способный совершить значительные маневры в космосе и атмосфере и производить посадку в заданной точке земной поверхности».

Чертёж ракетоплана-истребителя комбинированной технологии. /Фото: warspot.ru

Чертёж ракетоплана-истребителя комбинированной технологии. /Фото: warspot.ru


Ракетопланы проектировались сразу двух функциональных групп: военные и научно-исследовательские. Первые также имели разделение на высокоорбитальные и низкоорбитальные аппараты. Для работы высокоорбитальных ракетопланов предполагалось установить высоту в 150-5000 километров, а их назначение определялось как перехват, распознавание и уничтожение вражеских спутников и военных станций, а также ликвидация стратегически важных наземных и морских целей, ведение разведывательной деятельности с орбиты и функционирование системы раннего оповещения ПРО СССР о пуске баллистических ракет противника. Что касается низкоорбитальных ракетопланов, то они летали бы на высоте 50-80 километров, передвигались бы на гиперзвуковых скоростях полета, а потому могли бы быть менее уязвимыми для ПРО противника. Их функционал был аналогичен бомбардировщикам и разведчикам. Другим же назначением таких аппаратов была бы их эксплуатация в качестве специального транспортного средства.

Чертёж компоновки крылатого аппарата. /Фото: mediasalt.ru

Чертёж компоновки крылатого аппарата. /Фото: mediasalt.ru


В конструктивной же плоскости ракетопланы делились на три основные группы в зависимости от их аэродинамического качества: аппарат с низким аэродинамическим качеством - это капсулы, конусообразной формы с сильно затупленным носом, а корабли с высоким аэродинамическим качеством были бы рабочими только при условии разработки крылатой схемы. Кроме того, крылатая модель применялась для создания эскизов суборбитальных систем. Ракетопланы с высоким качеством должны были стать космическими бомбардировщиками, истребителями спутников, разведчиками, а также космическими станциями с возможность возвращения на землю - они бы совершали посадку по самолетному типу.

Конусный ракетоплан. /Фото: popmech.ru

Конусный ракетоплан. /Фото: popmech.ru


10 мая 1960 года разработчики ОКБ-52 во главе с их руководителем В.Н. Челомеем сделали доклад в Кремле о результатах своей проектной деятельности. При личном присутствии Н.С. Хрущева они представили свои концепты межпланетных и околоземных космических аппаратов и разгонных ракет для них, который должны были не только выполнять военные и научно-исследовательские задачи, но и быть пригодными для полёта на Марс и Венеру. 11 дней доклад был повторно зачитан в рамках заседания Научно-технического совета Госкомитета Совмина СССР по авиационной технике, в числе которого был целый ряд ведущих советских авиаконструкторов — Туполев, Мясищев, Микоян и другие. Доклад был встречен положительно, и 23 июня вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о поручении ОКБ-52 разработку космических аппаратов на основе презентованных концептов.

Владимир Челомей - генеральный конструктор ОКБ-52. /Фото: tass.ru

Владимир Челомей - генеральный конструктор ОКБ-52. /Фото: tass.ru


Несмотря на то, что специалисты ОКБ-52 активно взялись за разработку различных вариантов крылатых аппаратов, они были довольно сырыми в конструктивном плане. Кроме того, не все были согласны с точкой зрения В. Челомея о том, что именно такой тип ракетопланов станет в будущем ведущим. Так, существовала дискуссия, в которой противники конструкторов ОКБ-52 считали крылатые аппараты слишком дорогостоящими для околоземных полётов, и отводили им место только при полёте на другие планеты. Впрочем, разработчиков это не остановило, и 21 марта 1963 года ОКБ-52 провели испытания изделия М-12 - конусообразного аппарата с хвостовыми рулями. Правда, они закончились его разрушением по причине полного сгорания рулей в плотных слоях атмосферы.

Один из современных концепт-артов советского ракетоплана. /Фото: warspot.ru

Один из современных концепт-артов советского ракетоплана. /Фото: warspot.ru


К середине шестидесятых внимание вокруг темы орбитальных истребителей поутихло, и большую часть разработок свернули. ОКБ-52 в дальнейшем использовали наработки по этим проектам в других, например, при создании орбитальной пилотируемой станции военного назначения «Алмаз», которая считается прародителем советских орбитальных станций, а также знаменитого ракетоносителя «Протон». А вот к крылатым аппаратам вернулись только через два десятилетия, создав после успеха американских шаттлов систему «Энергия-Буран». Фактически, советские разработчики в начале 1960-х работали над созданием предтечи этих самых возвращаемых космических аппаратов, но их задумки попросту опередили время, и достаточно развитыми технологиями для воплощения их в жизнь они не располагали.

Хочешь узнать больше об инновационной российской гиперзвуковой ракете? Тогда смотри видео на нашем канале:



В дополнение к теме: 5 грандиозных проектов, на которые в СССР не жалели средств, а сегодня они лежат в руинах


Обратите внимание:







6027
28.12.2021 15:07
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё