Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0



Первый в мире бомбардировщик, гроза истребителей, чудо инженерной мысли — так можно охарактеризовать легендарный самолет «Илья Муромец». Аппарат, созданный в далеком 1913 году, стал основоположником мировой дальней и тяжелой авиации.

Молодой гений


В начале 20 века в авиацию как таковую никто не верил, тем более в полет многотонной машины. Первое время в России и во всем мире в большинстве создавались фанерные аэропланы, которые могли заглохнуть или развалиться прямо в воздухе. Тогда каждый летчик понимал, что очередной полет может стать для него последним.

Молодой Игорь Сикорский (слева).

Молодой Игорь Сикорский (слева).

Наступил 1913 год. Прошло всего 10 лет с момента первого полета планера братьев Райт в пустыни Китти-Хоук. Российское авиастроение находилось в зачаточном состоянии. В империи только начали осваивать проектирование планеров и вдруг, неожиданно появился молодой и очень перспективный киевский конструктор Игорь Сикорский. Он предлагает создать первый в мире многомоторный самолет и не простой, а тяжелый бомбардировщик.

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь».

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь».

Естественно, идею 24-летнего инженера посчитали неосуществимой и даже глупой. Никто в то время не знал, как поведет себя самолет в случае отказа одного из двигателей. Большинство авиаконструкторов считали, что аппарат просто начнет неконтролируемо кружиться вокруг оси и, в конечном счете, рухнет на землю. Кроме того, стоит учесть, что тогда никто не строил таких тяжелых и больших самолетов. 100 лет назад не было никаких приборов и стендов для испытания самолетов, ровно как и были поверхностные знания в аэродинамике и сопромате. Прочность в большинстве случаев определялась «на глаз», поэтому нет ничего удивительного, что в первый полет самолета многие попросту не поверили.

Гибель «Русского Витязя»


Несмотря на то, что в идею Сикорского никто не верил, он все-таки закончил начатое. Творение получило имя «Русский Витязь». Это был первый в мире четырехмоторный биплан массой под 2 тонны и размахом крыльев 27 метров. В то время ни один самолет не мог поднять в воздух больше 300 килограмм груза, в то время как грузоподъемность «Русского Витязя» превышала 1 тонну.

На фото авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолета «Русский витязь».

На фото авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолета «Русский витязь».

Первый полет самолет совершил в мае 1913 года. Тогда многие отечественные и зарубежные СМИ выдали полет за мистификацию. По информации Novate.ru, в августе этого же года «Витязем» был установлен новый мировой рекорд по продолжительности полета — 1 час 54 минуты. Всего «Витязь» совершил 67 удачных полетов, но погубило легендарный самолет вовсе не небо. В сентябре 1913 года в результате стечения обстоятельств на «Русского Витязя» упал отвалившийся от пролетающего аэроплана двигатель, сильно повредив его конструкцию. Сикорский решил не восстанавливать самолет, а сосредоточится на создании новой машины — бомбардировщике «Илья Муромец».

Мотор от самолета Габер-Волынского, повредивший «Русский Витязь»

Мотор от самолета Габер-Волынского, повредивший «Русский Витязь»

Император Николай II выдал киевскому конструктору гранд на строительство в размере 75 тысяч рублей. Но главное, что военные заказали сразу же 10 экземпляров «Муромца».

Чудо техники


Уже в октябре 1913 года первый экземпляр «Ильи Муромца» был готов. Его размеры по-настоящему поражали современников. Длина самолета составляла 19 метров, размах крыльев — 30 метров, а вес пустой машины — 3 тонны. Максимальная продолжительность полета без дозаправки составляла 6 часов, что было в то время невероятным показателем. «Муромец» мог развивать скорость 130 км/ч на максимальной высоте полета 2000 метров.

Легендарный самолет «Илья Муромец».

Легендарный самолет «Илья Муромец».

В отличие от «Русского Витязя» у «Ильи Муромца» практически в два раза была увеличена грузоподъемность. Конструкция двухуровневых фанерных крыльев и 4 немецких 100-сильныз двигателей «Аргус» остались без изменений. Зато существенно был доработан фюзеляж и пассажирская кабина. Впервые в истории авиастроения в самолете был установлен отдельный от кабины пилота комфортабельный салон, благодаря чему «Муромец» мог использоваться как в гражданский, так и в военных целях. В пассажирском салоне было отопление, свет и даже туалет с ванной комнатой.

Пассажирская кабина самолета.

Пассажирская кабина самолета.

Мировые рекорды


Первый полет «Илья Муромец» совершил в декабре 1913 года. Все предварительные расчеты с точностью подтвердились. После этого было построено еще несколько десятков экземпляров «Муромца», которые стали совершать регулярные полеты над Россией. 12 февраля 1914 года бомбардировщиком было установлено сразу же два мировых рекорда. «Илья Муромец» совершил успешный рейс из Киева а Санкт-Петербург с 16 пассажирами на борту и одним псом по кличке Шкалик. Более того, на борту помимо пассажиров находилось 1290 килограмм полезного груза. Позже был установлен мировой рекорд по максимальной высоте полета в 2 километра и самым продолжительным полетом в истории человечества — 6,5 часов.

«Илья Муромец» над городом.

«Илья Муромец» над городом.

В общей сложности «Муромцы» в первой половине 1914 года совершили несколько десятков успешных вылетов. Самолеты пролетали над городами и императорским поместьем на рекордно низкой высоте в 400 метров. В то время не существовало никаких законов, регламентирующих полеты над городами, поэтому все выполнялось под личную ответственность Сикорского. В этом же году Сикорскому поступил заказ на создание первого в мире гидроплана. Инженер оснастил «Муромца» поплавками и четырьмя 200-сильными двигатели для большей мощности. 14 мая 1914 года самолет-амфибия совершил первый взлет с поверхности воды.

«Илья Муромец» - первый в мире гидроаэроплан.

«Илья Муромец» - первый в мире гидроаэроплан.

Гроза истребителей


В прочем, внезапно начавшаяся Первая мировая война расставила все по своим местам. В первый же день войны было сформировано десять эскадрилий с участием «Муромцев». Каждый отряд состоял из одного бомбардировщика и нескольких легких аэропланов. Позже данная стратегия была признана неэффективной и все имеющиеся на тот момент экземпляры бомбардировщика решили объединить в одну эскадрилью. По сути было создано первое в истории объединение тяжелых бомбардировщиков.

Погрузка бомб на самолет.

Погрузка бомб на самолет.

«Илья Муромец» вывел бомбометание на новый уровень. Снаряды обычно подвешивались снаружи самолета и после вручную сбрасывались на землю. В 1916 году впервые были применены электрические сбрасыватели бомб. Экипаж боевого самолета состоял из четырех человек. «Муромец» мог перевозить бомбы весом от 100 до 200 килограмм, а в 1915 году была установлена и сброшена 410 килограммовая бомба. Ударная мощь таких снарядов ни шла ни в какое сравнение со слабыми гранатами и легкими бомбами того времени. Помимо бомб «Муромцы» оснащались мощным оборонным вооружением, состоящим из пулеметов. Вражеские пилоты прозвали российские бомбардировщики «ежами», так как они практические не имели мертвых зон, и поразить их было крайне трудно.

Самолет-легенда.

Самолет-легенда.

В период Первой мировой войны было создано более 80 экземпляров «Ильи Муромца». Свой последний боевой вылет самолет выполнил в 1920 году. После этого, вплоть до 1923 года бомбардировщики использовались исключительно в гражданских целях. Несмотря на относительно короткий промежуток использования самолетов, Россия навсегда останется родиной тяжелой и пассажирской авиации. Ознакомьтесь также с «девяткой» первых работ великих советских авиаконструкторов.


Обратите внимание:







11055
28.12.2018 09:33
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё