Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему многие эксперты считают лучшим танком Второй мировой войны именно М4 «Шерман», а не Т-34



Можно бесконечно смотреть на три вещи: горящий огонь, текущую воду и попытки неравнодушных граждан (а также многочисленных экспертов) поставить точку в спорах о том, как именно средний танк Второй мировой войны может считаться лучшим. Нужно ли говорить, что в родных Пенатах по традиции лучшей машиной, конечно же, считается Т-34. Правда, есть и те, кто придерживается альтернативной точки зрения, стремясь отдать пальму первенства американским М4 «Шерман». Насколько такая тока зрения обоснована и какие достоинства были у американских машин в сравнении с советскими?

1. Почему нельзя просто так брать и сравнивать?


На самом деле сравнивать почти невозможно.

На самом деле сравнивать почти невозможно.


На самом деле сравнивать танки Второй мировой войны дело исключительно неблагодарное. Хотя бы потому, что все ключевые участники конфликта начали войну с одними машинами, а закончили де-факто с другими. Не говоря уже о том, что даже танки одной модели, но разных лет выпуска могли сильно отличаться друг от друга по самым разным причинам. Взять хотя бы немецкие Т-3 и Т-4: уже к середине Великой Отечественной войны это были во многом другие танки, нежели те с которыми Германия начинала войну. И если на начальном этапе германские «тройки» и «четвёрки» мало, что могли противопоставить советским Т-34-76, то уже ближе к середине войны ситуация изменилась. Германские машины обзавелись новыми пушками, обросли бронёй, нарастили защитные экраны.

Кто-то и Пантеру лучшей назовёт.

Кто-то и Пантеру лучшей назовёт.


Другой пример «Тигры» и «Пантеры» Третьего рейха. Найдётся немало специалистов, которые захотят вручить титул «лучшего танка» как минимум одной из этих машин. Однако, какая-нибудь «Пантера» образца Курской дуги и «Пантера» последних месяцев войны – это во многом два разных танка. Хотя бы и по качеству использованных в производстве материалов. С союзными танками ситуация обстоит аналогичным образом. Передовой и современный, но отнюдь не беспроблемный «гадкий утёнок» в лице Т-34-76 первых лет войны – это не тот суровый и прекрасный «лебедь» в лице Т-34-85, что стала клепать отечественная промышленность во второй фазе конфликта. Американский М4 «Шерман» также неоднократно дорабатывался и модернизировался в ходе войны. Другими словами, сравнить просто «Шерман» и просто Т-34 в вакууме как минимум не корректно.

2. Плюсы и минусы М4 «Шерман» в сравнении с Т-34



У каждого танка свои плюсы.

У каждого танка свои плюсы.


Конечно, можно сравнить танки «по совокупности факторов», однако в этом случае придётся разработать некую целую систему «очков». Однако, она скорее всего окажется необъективной. В конечном счёте приводить «За» и «Против» можно за любой танк. В сравнении с Т-34 достоинств у «Шерманов» действительно хватало. Здесь тебе и качественная оптика, и стабилизатор на орудии, и наличие штатных радиостанций, и разного рода полезные ништяки вроде бензинового мотоблока для зарядки аккумулятора. Кроме того, «Шерман» отличался более качественной сборкой, примерно в два раза большим моторесурсом, наличием качественных воздушных фильтров (что опять-таки сказывалось на надёжности).

Танки не существовали в вакууме.

Танки не существовали в вакууме.


Однако, вместе с тем были у танков «Шерман» и свои минусы. Высокий силуэт, крайне специфически расположенный центр тяжести, склонность к опрокидыванию, проблемы с проходимостью (особенно в зимнее время), высокий риск воспламенения топливной системы и двигателя. Правда в случае с последним важно опять-таки сделать оговорку, что помимо «легкогорючих» бензиновых М4 вполне себе существовали и дизельные. При этом главным недостатком относительно советского среднего танка можно считать цену и технологичность производства.

3. Специфика тотальной войны



Т-34 танк-компромисс.

Т-34 танк-компромисс.


Так какой же танк всё-таки лучше: М4 «Шерман» или Т-34? В 1942 году СССР отправил Т-34 в США в рамках обмена технологическим опытом. Советский средний танк проходил испытания на полигоне в Абердине. По результатам проведённой работы американские специалисты составили вполне объективный отчёт перечислив сильные и слабые стороны советской машины. Надо сказать, что сегодня про эти испытания ходит немало выдумок. Однако, на самом деле Т-34 получил в целом позитивные оценки заморских специалистов. По целому ряду параметров Т-34 был назван лучшим танком в сравнении с американским М4 и немецким Т-4. Однако, по другим качествам он им же проигрывал. Но что особенно интересно, американские специалисты отдельно отметили технологичность советской машины. Другими словами, восхищение вызвал тот факт, что Т-34 – это предельно простой танк, в производстве которого могут участвовать даже неквалифицированные кадры, например, мобилизованные на заводы в условиях тотальной войны женщины и дети без специального образования и высокого профессионального разряда.

Оба танка по своему хороши.

Оба танка по своему хороши.


Собственно, именно этот момент и является главным. При всей схожести Т-34 и М4 – эти танки производившиеся и существовавшие во многом в разных условиях. Так, какой-нибудь низкий ресурс советского танка – это во многом плата за ту самую технологичность производства. Увы, циничная логика тотальной войны такова, что лучше сделать два танка один из которых сломается, чем один. Таким образом, Т-34 считается лучшим отнюдь не потому, что он идеальный, а потому, что он «компромиссный» относительно совершенно конкретной ситуации на фронте и в тылу. При этом как можно было убедиться, М4 также был далёк от понятия «идеальности» и по сути является такой же «компромиссной» машиной. С той лишь разницей, что США за океаном могли себе позволить собирать эти танки в относительно спокойном режиме руками высококвалифицированных рабочих, а обливающийся кровью СССР – нет.

А вот интересное видео с нашего канала - куда и почему из российских рек и озер почти полностью исчезли осетровые рыбы:



В продолжение темы читайте о том, что скрывают оружейные отсеки российского Су-57.

Обратите внимание:

0
2409
Версия для печати