У «настоящего внедорожника» есть несколько узнаваемых атрибутов, без которых его многие вообще не воспринимают как автомобиль повышенной проходимости. Среди них самой выдающейся в прямом и переносном смысле является решётка кенгурятника. Так почему она считается обязательной принадлежностью внедорожника и зачем она вообще нужна?
Легенда о появлении кенгурятников
Американская ферма./ Фото: twincities.com
Доподлинно неизвестно, кто первым придумал кенгурятник, и вряд ли это можно выяснить сейчас. Есть мнение, что начало всей этой истории положили американские фермеры, которым время от времени приходилось загонять на стойбище особо упрямых бурёнок. Мол, они делали это, толкая их автомобилями, а чтобы ничего не помять и не разбить, к бамперу прикручивали деревянный щит. Получалась эдакая подушка, с помощью которой можно было подтолкнуть упрямое животное, не желавшее идти в нужную сторону. Согласно разным источникам, это новшество подтолкнуло воображение предприимчивых австралийцев, и те придумали цеплять на передок автомобиля решётчатую конструкцию, но уже для защиты самой машины, которая могла пострадать от столкновения с дикими животными.
Dodge M37 1950-х годов./ Фото: autoevolution.com
На самом же деле всё было более прозаично и не так интересно. Впервые нечто похожее на всем известный сейчас кенгурятник появилось примерно в 1950-х годах, причём на армейских автомобилях. Военным часто приходилось выезжать за пределы асфальтированных дорог, и поэтому они имели все шансы въехать в яму или врезаться в дерево, если машину вдруг занесло на покрытой грязью дороге. И поскольку каждый раз ремонт выходил в порядочную сумму, было решено защитить передок автомобилей от несчастных случаев в пути. Перед радиаторной решёткой начали вешать стальную решётчатую раму. Она прикрывала переднюю часть автомобиля и хоть частично защищала её от повреждений. Впоследствии эта идея понравилась водителям, перекочевала в широкие массы, а дополнительная защита для автомобиля стала развиваться уже по своим собственным правилам.
Зачем на гражданских машинах такая защита?
Кенгурятник./ Фото: wp.com
Главное предназначение дополнительной защиты в виде кенгурятника – сохранить в целости автомобиль во время лобового столкновения с чем бы то ни было, если оно не слишком большое и тяжёлое. На достаточно большой скорости это грозит как минимум повреждением кузова, а там совсем недалеко до двигательной установки и прочих важных частей машины. Благодаря своей жёсткой конструкции, кенгурятник принимает на себя основной удар и смягчает последствия столкновения, а врезаться на дороге можно во что угодно. Основная причина подобных столкновений – непростой рельеф, на котором водителю сложно держать под контролем автомобиль. Если машину на камнях, траве или грязи поведёт в сторону, она легко может врезаться в дерево или камень. Возможно, больших повреждений она и не получит, но потратиться на их исправление придётся. Именно по этой причине на внедорожники устанавливают кенгурятники, причём не только спереди, но и сзади. Уж лучше предотвратить повреждение машины, чем пытаться исправить их на скорую руку в труднодоступной местности.
Австралийский внедорожник с кенгурятником./ Фото: mac4x4.com.au
Другая проблема никак не связана с бездорожьем. Речь идёт о столкновении с дикими животными, которые время от времени перебегают дорогу прямо перед машиной и неизбежно попадают под колёса. Даже в «цивилизованной» части России вполне можно сбить на трассе кого-нибудь мелкого, например, зайца или лису, внезапно выскочившую перед машиной. О более отдалённых районах вообще говорить не приходится, здесь на дороге может оказаться что-нибудь покрупнее – кабан, лось или медведь. Впрочем, в России эту проблему нельзя назвать слишком уж глобальной, хотя она и серьёзная: только за 2023 год произошло более 700 аварий. Поэтому кенгурятники здесь относительно распространены лишь в некоторых районах.
На дороге в США./ Фото: msn.com
Куда большей популярностью кенгурятники пользуются в Соединённых Штатах, где общее количество аварий с дикими животными доходит до 260 тысяч. Любопытно, что самыми невезучими дикими животными постоянно оказываются олени, именно их сбивают чаще всего. Конечно, олень оленю рознь, но в среднем он весит немало, и ущерб автомобилю может быть значительным. По этой причине те водители, которым часто приходится ездить вблизи дикой природы, предпочитают потратиться на покупку и установку кенгурятника, а не на покупку нового автомобиля. Разумеется, во время столкновения с крупным оленем кенгурятник полностью бесполезен.
Вред кенгурятников
Обычный городской автомобиль./ Фото: irvinbullbars.com.au
Кенгурятник, как дополнительная защита автомобиля, должен приносить пользу, поэтому его установка оправдана лишь в некоторых случаях. В остальном же он является абсолютным излишеством и выполняет роль украшения, причём довольно опасного. Возможно, не все об этом знают, но передняя часть автомобиля сконструирована таким образом, чтобы во время лобового столкновения с пешеходом тот имел шанс выжить. То есть во время аварии пешехода подбросит в воздух, и он получит довольно серьёзные травмы, но при этом может перелететь через автомобиль и с большой вероятностью останется жив. С кенгурятником шансы на подобный исход сильно снижаются. Сам по себе он жёсткий и угловатый, поэтому может нанести серьёзные травмы, а у самого пешехода есть все шансы попасть под колёса.
Электрокар с кенгурятником./ Фото: rivianforums.com
К большому сожалению, немалая часть водителей устанавливает их в качестве украшения, а не для создания дополнительной защиты. Наличие кенгурятника делает внедорожник или пикап более брутальным и солидным, поэтому его используют для придания дополнительного веса имиджу. Очень часто машина с подобным украшением служит в качестве обычного ежедневного транспорта.
Из чего их делают и где используют
Не украшение, а необходимость./ Фото: hoodlouvers.com
Чаще всего кенгурятники используют в Австралии, но даже здесь их существование целиком оправдано только на бездорожье, а в городской черте они являются потенциальным источником опасности. Впрочем, за городом они становятся по-настоящему незаменимыми, поскольку водителям часто приходится преодолевать непростые дороги, да и диких животных здесь очень много, живущих в непосредственной близости от человека. Гораздо реже ими пользуются в Соединённых Штатах, и опять-таки на бездорожье. Да и отношение к ним двоякое: не каждый водитель готов потратить на установку этого аксессуара большие деньги, даже с риском сбить оленя. В России же их использование в повседневной жизни вообще не оправдано. Исключение составляют мощные внедорожники для поездок в районы, куда обычный человек никогда в жизни не забредёт.
По прямому назначению./ Фото: hoodlouvers.com
До недавнего времени кенгурятники делали из стальных труб и как можно прочнее, но после исследований в сфере безопасности для этих целей стали использовать более облегчённые сплавы и мягкие композиты. Теперь они больше похожи на подушки, которые принимают на себя удар и уменьшают вред, наносимый пешеходу. В немалой части случаев современные кенгурятники выполняют лишь декоративную роль и не предназначены для серьёзных нагрузок.
На установку кенгурятника обычно претендуют лишь настоящие внедорожники, причём только в том случае, если на них собираются ехать по действительно суровому бездорожью.