Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Корабли всегда вызывали ассоциации с путешествиями и дальними странами, а их символами были мачты, паруса и якорь. Правда, из этого списка актуальным остался только якорь, а паруса уже более столетия как не используются, да и мачты стали архаизмом. Впрочем, мачты всё ещё можно встретить и на военных, и на гражданских кораблях, хотя совершенно непонятно, зачем они нужны в век современных технологий.


Зачем вообще нужны были мачты

Парусный «Гётеборг», реплика./ Фото: bailiwickexpress.com

Парусный «Гётеборг», реплика./ Фото: bailiwickexpress.com


Вся эта громоздкая конструкция на палубе парусного корабля называлась рангоутом и служила для судна основным движителем. При отсутствии паровых машин и двигателей внутреннего сгорания только так можно было пересечь море. Конечно, были ещё гребные галеры, но это совершенно другая история. Прочная деревянная конструкция легко выдерживала изрядный вес, и даже один парус большого корабля мог весить до полутонны. Впрочем, постройка всего этого была более чем оправдана: корабль с хорошими парусами мог развивать приличную скорость и даже плыть против ветра. На мачты приходилась огромная нагрузка, но они выполняли и иные функции. Так, на самой высокой мачте находилось воронье гнездо (площадка наблюдения для вперёдсмотрящего), на них крепился такелаж для управления парусами и вывешивались флаги для подачи сигналов.

Вид с мачты на палубу./ Фото: yachtrus.com

Вид с мачты на палубу./ Фото: yachtrus.com


Конечно, сейчас не забыли о парусных кораблях, яхтах и кораблях, но первые превратились в развлечение и используются для увеселения и проведения досуга, а вторые – это очень большая экзотика. Это парусники, тщательно восстановленные по чертежам и эскизам ради исследований или участия в культурных программах. В остальном же парусный флот себя изжил и больше не используется. Причины же были простые – маленькая скорость, низкая надёжность и большие риски во время плавания, и сейчас они используются очень редко. Сейчас техника продвинулась далеко вперёд, и паруса стали не нужны. Правда, мачты на современных кораблях всё-таки используются и выполняют при этом аналогичные функции.

Современная яхта./ Фото: itboat.com

Современная яхта./ Фото: itboat.com


Если отбросить в сторону полнейшую архаичность подобных конструкций, то мачты приносят большую пользу. За это говорит хотя бы тот факт, что их используют несмотря на многочисленные недостатки. Со всем тем, что на них устанавливают, мачты весят очень много и во время волнения на море создают дисбаланс в изначально неустойчивой конструкции. Ко всему прочему, даже без натянутого на них по старинке полотна, они создают приличную парусность, и при сильном ветре это как минимум создаёт неудобства экипажу. Таким положение было сто лет назад, и таким же оно остаётся и сейчас, но мачты до сих пор красуются на палубах кораблей. И на то есть много причин.

1. Подача сигналов при помощи флагов

Сигнальные флаги./ Фото: culture.ru

Сигнальные флаги./ Фото: culture.ru


Как бы смешно это ни звучало, но на кораблях до сих пор используются сигналы при помощи флагов и вымпелов. Некоторые из них имеют собственные значения, другие обозначают буквы или цифры. Эта система была принята на международном уровне ещё в начале прошлого века, она актуальна по сей день и активно используется. Конечно, для более тесного и детального общения существует современное радио, но при помощи флагов можно окружающим дать важную информацию.

2. Функции грузового крана

Грузовой корабль./ Фото: squarespace-cdn.com

Грузовой корабль./ Фото: squarespace-cdn.com


Для небольшого грузового корабля мачта является больше помехой, чем помощью. Зачастую такие корабли ходят недалеко и выполняют роль морских и речных грузовиков. Для них гораздо важнее свободное место, которое можно с пользой пустить в дело, а не мачта, но её всё равно ставили. Причина же простая – мачта является частью подъёмного механизма. При помощи простой системы блоков, лебёдки, тросов и грузовой стрелы мачту превращали в удобный механизм для погрузочно-разгрузочных работ. Зачастую таким кораблям приходилось грузиться на маленьких причалах, где не могло быть и речи хоть о какой-то механизации, поэтому команде на помощь рассчитывать не приходилось.

3. Поддержание связи

Антенны на мачте./ Фото: ria.ru

Антенны на мачте./ Фото: ria.ru


Как только радиосвязь получила широкое распространение, на мачтах начали устанавливать антенны радиопередатчиков; эта практика сохранилась и по настоящее время. Конечно, сами антенны стали более высокотехнологичными, но суть от этого не поменялась. Мачта для этого – лучшее место, и, установив антенну в самой высокой точке, можно намного увеличить радиус действия передатчика. Обычно для антенны монтируют отдельную ажурную конструкцию, ферму, и устанавливают их по краям, чтобы прочее оборудование не мешало работе передатчика.

4. Радиоэлектронные глаза

Радар./ Фото: warball.ru

Радар./ Фото: warball.ru


Если раньше капитану приходилось полагаться на вахтенного матроса, который сидел на марсовой площадке и обозревал оттуда окрестности, то теперь его место занял высокотехнологичный радар. Конечно, возможности радаров сильно отличаются, но даже самый простой из них, установленный на маленьком рыбацком судне, может дать много важной информации: курс до близлежащих кораблей, расстояние до них и возможные габариты, расположение буёв, расстояние до береговой линии. Эта и другая информация жизненно важна для корабля.

Радиолокационная станция./ Фото: wikipedia.org

Радиолокационная станция./ Фото: wikipedia.org


Чем сложнее и дороже корабль, тем совершеннее установленное на нём оборудование в общем и система навигации в частности. На военных кораблях, к примеру, используется несколько радаров, работающих в разных диапазонах. Они интегрируются в навигационную систему и дают всю полноту картины того, что происходит за бортом на большом расстоянии, включая небольшие искусственные объекты на поверхности моря. С их помощью можно даже определить высоту волн. Помимо этого, на мачтах также находится и прочее навигационное и коммуникационное оборудование, такое как система геопозиционирования или антенна для спутниковой связи. Впрочем, когда речь заходит о военных кораблях, перечень установленной на мачтах радиоэлектронной техники может оказаться очень длинным. Всё зависит лишь от класса корабля и его предназначения. На американских кораблях здесь расположена, к примеру, радиолокационная станция комплекса «Иджис», которая отвечает за защиту корабля от воздушных угроз, противокорабельных ракет, воздушных и надводных беспилотников.

5. Прочая техника

Навигационные огни./ Фото: dzen.ru

Навигационные огни./ Фото: dzen.ru


Помимо специализированной техники, на мачты устанавливают и более общепринятое оборудование. Среди прочего устанавливается ревун, то есть сирена с «рупором», он может включаться во время тумана и используется для навигации. Звук из него слышен на большом расстоянии, и в туман он может предупредить другие корабли о приближении. Также он используется для подачи экстренных сигналов. Примерно для той же цели служат навигационные огни.

С технической точки зрения, парусные корабли – настоящий шедевр, способный развивать приличную скорость и плыть даже против ветра.


Обратите внимание:







546
27.12.2024 13:13
В закладки
Версия для печати