При первом взгляде на советский танк Т-44 может показаться, что в действительности это старый-добрый Т-34-85. Однако, на самом деле это не так. Разработанный в стенах конструкторского бюро Уралвагонзавода между 1943 и 1944 годом советский Объект 136 доложен был стать новым основным средним танком Красной армии. Однако, в итоге эти машины были выпущены в количестве всего 1 823 единиц. Что же пошло не так и почему 44-ый в конечном счете все-таки уступил 34-85?
Танк который опоздал на войну. |Фото: clio-historia.livejournal.com.
При кажущемся сходстве с Т-34-76 танк Т-44 на самом деле имеет множество принципиальных отличий от своего предшественника. Две машины отличаются едва ли не всем: габаритами, внутренним устройством, компоновкой, вооружением. В первую очередь в Т-44 отказались от громоздкой подвески Кристи в пользу более легкой торсионной. Это в том числе позволило установить дизельный двигатель В-44 не вдоль, а поперек корпуса. Было изменено положение водяного и масляного насосов, сокращена длина корпуса, уменьшен вес машины, увеличена бронезащита, увеличены размеры боевого отделения. Изменения в устройстве танковой башни позволили заметно повысить меткость стрельбы танка, в том числе и в состоянии движения. В общей сложности относительно Т-34 в Т-44 было сделано более сотни изменений и улучшений, как крупных, так и мелких.
Танк был неплох... |Фото: en.wikipedia.org.
При массе в 31.8 тонны танк обладал неплохим бронированием. Лобовая броня имела толщину в 90 мм при 60 градусном наклоне. Вооружили танк 85-мм пушкой ЗИС-С-53 образца 1944 года. Боекомплект к орудию составлял 58 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения использовали пару пулеметов ДТМ калибра 7.62 мм. На шоссе танк разгонялся до 60 км/ч и мог без дополнительных топливных баков пробегать 250 км по асфальтному покрытию. Удельная мощность танка составляла 15.6 л.с/т. Таким образом новый Т-44 был по всем характеристикам лучше, чем Т-34-76.
Сведений об участии в боевых действия нет. |Фото: livejournal.com.
Почему же от Т-44 не пошел в войска? На самом деле все просто: проект Т-34-85 разрабатывался параллельно. А так как промышленность уже была заточена под выпуск именно танков серии Т-34, то в 1944 году никто в военном и политическом руководстве СССР благоразумно не захотел рисковать объемами производства танков по уже освоенной технологии. В итоге пальма первенства в серийном выпуска была полностью отдана 85-ке, а 44-ки остались не у дел. Те 1.8 тысячи машин по некоторым данным все-таки пошли в войска, однако достоверных сведений об участии Т-44 в боях – нет. А после войны Т-44 скоро и вовсе оказался не нужен. Следующим танком советской армии стал Т-54.
Сегодня музейный экспонат. ¦Фото: livejournal.com.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему у танков нет дульного тормоза, а у самоходок и пушек - есть.