Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

«Пума»: почему немецкий 8-колёсный бронеавтомобиль был опасен даже для танков Т-34



В начале 4-го десятилетия XX века в Германии был создан первый в истории 8-колесный бронеавтомобиль. Конструкция, претворённая в жизнь тевтонскими специалистами, оказалась не просто удачной, а во многом опередившей свое время. Получившиеся на её базе машины представляли известную опасность даже для средних танков той поры. Более того, на тогдашний опыт разработки и применения бронеавтомобилей в Германии, конструкторы смотрят по сей день.


Началось всё с такого чуда.

Началось всё с такого чуда.


Для решения определённых задач на поле боя бронеавтомобиль предпочтительнее танка. Помимо очевидных недостатков в сравнении с бронированным гусеничным «чудовищем», такая техника имеет ряд серьёзных достоинств. Как правило, бронеавтомобили обладают большей мобильностью, лучшим ресурсом и запасом хода, менее требовательны к качеству экипажа, а также проще в эксплуатации и обслуживании. Наконец, бронеавтомобили банально дешевле. При этом подобная техника вполне может обладать защищённостью на уровне лёгкого танка. Что же до вооружения, то оно также может быть вполне представительным и как минимум соответствует уровню всё тех же лёгких танков.

Потом был вот такой бронеавтомобиль.

Потом был вот такой бронеавтомобиль.


Подавляющее большинство первых бронеавтомобилей создавалась на шасси коммерческих грузовиков. Однако, возможности последний были быстро исчерпаны, из-за чего пришлось разрабатывать новые колёсные платформы. Единственной настоящей проблемой большинства бронеавтомобилей долгое время была проходимость. Из-за чего ещё в 1930-е годы в разных странах предпринимались попытки создания гибридных машин на колёсно-гусеничном ходу. Качественного прорыва в сфере проходимости такой техники ещё до начала войны смогли добиться немецкие инженеры, создав первый 8-колёмный полноприводной бронеавтомобиль в истории Sd.Kfz. 231 8-Rad, что пришёл на смену шестиколёсному заднеприводному Sd.Kfz. 231 6-Rad. Для своего времени 231-й стал не только прорывной, но едва ли не совершенной конструкцией. Машина обладала исключительной манёвренностью и могла ездить вперед и назад с равной скоростью. При этом по проходимости новинка почти не уступала тогдашним танкам.

В 1943 году появилась Пума.

В 1943 году появилась Пума.


Карбюраторный 150-сильный агрегат машины обеспечивал 8-тонной машине удельную мощность в 18.5 л.с/т, а запаса хода бронеавтомобиля хватало примерно на 300 км/ч. Вооружили новинку 20-мм пушкой, такой же, как у лёгкого танка T-II. При этом обе машины имели сопоставимое 15-мм лобовое бронирование. В вопросе защищённости 231-я уступала лишь по бортам. К 1943 году немцы успели наклепать для вермахта около 600 таких машин, когда на смену им пришла более совершенная модификация - Sd.Kfz. 234. От 231-й новинка отличалась отсутствием опорной рамы, не смену которой пришёл несущий корпус. Также машина обзавелась новым дизельным двигателем чешского производства с отдачей в 210 «лошадок», что позволило сохранить высокую проходимость и динамику несмотря на рост массы машины. В дальнейшем на базе 234-го броневика была создана целая серия машины разведки и поддержки.

Хорошая машина.

Хорошая машина.


Самой же известной модификацией оказалась 234/2, которая получила прозвище «Пума» (в честь американской дикой кошки). Что интересно, новинка пошла на вооружение бронетанковых войск Германии (панцерваффе), став в них единственной колёсной боевой машиной. Сегодня многие эксперты называют «Пуму» первым колёсным танком в истории, а некоторые и вовсе нарекают её самым сбалансированным бронеавтомобилем Второй мировой войны. Главной особенностью Sd.Kfz. 234/2 на фоне других машин серии предсказуемым образом стало вооружение. В башню «Пумы» тевтонские конструкторы запихнули 50-мм пушку KwK39/1 L/60. Точно такая же стояла на поздних модификациях среднего немецкого танка Pz.Kpfw. III. К ней был присовокуплён 7.92-мм пулемёт MG42. При этом бронирование «Пумы» довели до 30 мм с фронта и до 8 мм по бортам (15 мм борт башни). Боекомплект состоял из более, чем 50 фугасных и бронебойных снарядов.

Машина обогнала своё время.

Машина обогнала своё время.


Благодаря представительному вооружению на дистанции в километр «Пума» практически гарантированно била любой лёгких танк или бронеавтомобиль. При этом на дистанции в 500-600 метров машина становилась смертельно опасна даже для средних танков Союзников, включая М4 «Шерман» и Т-34. К счастью, наклепать в большом количестве этих «кошек» немцы так и не успели. Всего для нужд вермахта была выпущена 101 «Пума». Связано это было с начавшимся в Германии дефицитом цветных металлов. В военном руководстве Третьего рейха окончательно отдали предпочтение танкам, как более существенному и необходимому виду вооружения в сложившейся ситуации. Как итог, серьезного влияния на ход боевых действий «Пумы» оказать не могли. Однако, конструкция этой машины оказалась во многом опередившей своей время. И хотя сегодня колёсные танки сегодня используются лишь эпизодически, на опыт немецких конструкторов современные инженеры смотрят по сей день.

А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:



В продолжение темы читайте о том, почему многие автомобилисты остаются недовольны AGM-аккумуляторами.

Обратите внимание:

0
2584
Версия для печати