
В начале 4-го десятилетия XX века в Германии был создан первый в истории 8-колесный бронеавтомобиль. Конструкция, претворённая в жизнь тевтонскими специалистами, оказалась не просто удачной, а во многом опередившей свое время. Получившиеся на её базе машины представляли известную опасность даже для средних танков той поры. Более того, на тогдашний опыт разработки и применения бронеавтомобилей в Германии, конструкторы смотрят по сей день.

Началось всё с такого чуда.
Для решения определённых задач на поле боя бронеавтомобиль предпочтительнее танка. Помимо очевидных недостатков в сравнении с бронированным гусеничным «чудовищем», такая техника имеет ряд серьёзных достоинств. Как правило, бронеавтомобили обладают большей мобильностью, лучшим ресурсом и запасом хода, менее требовательны к качеству экипажа, а также проще в эксплуатации и обслуживании. Наконец, бронеавтомобили банально дешевле. При этом подобная техника вполне может обладать защищённостью на уровне лёгкого танка. Что же до вооружения, то оно также может быть вполне представительным и как минимум соответствует уровню всё тех же лёгких танков.

Потом был вот такой бронеавтомобиль.
Подавляющее большинство первых бронеавтомобилей создавалась на шасси коммерческих грузовиков. Однако, возможности последний были быстро исчерпаны, из-за чего пришлось разрабатывать новые колёсные платформы. Единственной настоящей проблемой большинства бронеавтомобилей долгое время была проходимость. Из-за чего ещё в 1930-е годы в разных странах предпринимались попытки создания гибридных машин на колёсно-гусеничном ходу. Качественного прорыва в сфере проходимости такой техники ещё до начала войны смогли добиться немецкие инженеры, создав первый 8-колёмный полноприводной бронеавтомобиль в истории Sd.Kfz. 231 8-Rad, что пришёл на смену шестиколёсному заднеприводному Sd.Kfz. 231 6-Rad. Для своего времени 231-й стал не только прорывной, но едва ли не совершенной конструкцией. Машина обладала исключительной манёвренностью и могла ездить вперед и назад с равной скоростью. При этом по проходимости новинка почти не уступала тогдашним танкам.

В 1943 году появилась Пума.
Карбюраторный 150-сильный агрегат машины обеспечивал 8-тонной машине удельную мощность в 18.5 л.с/т, а запаса хода бронеавтомобиля хватало примерно на 300 км/ч. Вооружили новинку 20-мм пушкой, такой же, как у лёгкого танка T-II. При этом обе машины имели сопоставимое 15-мм лобовое бронирование. В вопросе защищённости 231-я уступала лишь по бортам. К 1943 году немцы успели наклепать для вермахта около 600 таких машин, когда на смену им пришла более совершенная модификация - Sd.Kfz. 234. От 231-й новинка отличалась отсутствием опорной рамы, не смену которой пришёл несущий корпус. Также машина обзавелась новым дизельным двигателем чешского производства с отдачей в 210 «лошадок», что позволило сохранить высокую проходимость и динамику несмотря на рост массы машины. В дальнейшем на базе 234-го броневика была создана целая серия машины разведки и поддержки.

Хорошая машина.
Самой же известной модификацией оказалась 234/2, которая получила прозвище «Пума» (в честь американской дикой кошки). Что интересно, новинка пошла на вооружение бронетанковых войск Германии (панцерваффе), став в них единственной колёсной боевой машиной. Сегодня многие эксперты называют «Пуму» первым колёсным танком в истории, а некоторые и вовсе нарекают её самым сбалансированным бронеавтомобилем Второй мировой войны. Главной особенностью Sd.Kfz. 234/2 на фоне других машин серии предсказуемым образом стало вооружение. В башню «Пумы» тевтонские конструкторы запихнули 50-мм пушку KwK39/1 L/60. Точно такая же стояла на поздних модификациях среднего немецкого танка Pz.Kpfw. III. К ней был присовокуплён 7.92-мм пулемёт MG42. При этом бронирование «Пумы» довели до 30 мм с фронта и до 8 мм по бортам (15 мм борт башни). Боекомплект состоял из более, чем 50 фугасных и бронебойных снарядов.

Машина обогнала своё время.
Благодаря представительному вооружению на дистанции в километр «Пума» практически гарантированно била любой лёгких танк или бронеавтомобиль. При этом на дистанции в 500-600 метров машина становилась смертельно опасна даже для средних танков Союзников, включая М4 «Шерман» и Т-34. К счастью, наклепать в большом количестве этих «кошек» немцы так и не успели. Всего для нужд вермахта была выпущена 101 «Пума». Связано это было с начавшимся в Германии дефицитом цветных металлов. В военном руководстве Третьего рейха окончательно отдали предпочтение танкам, как более существенному и необходимому виду вооружения в сложившейся ситуации. Как итог, серьезного влияния на ход боевых действий «Пумы» оказать не могли. Однако, конструкция этой машины оказалась во многом опередившей своей время. И хотя сегодня колёсные танки сегодня используются лишь эпизодически, на опыт немецких конструкторов современные инженеры смотрят по сей день.
А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:
В продолжение темы читайте о том, почему многие автомобилисты остаются недовольны AGM-аккумуляторами.
