Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Зачем Pepsi понадобился подводный флот из подлодок СССР




В разгар Холодной войны, когда противостояние сверхдержав измерялось числом ракетных шахт, случилась история, больше похожая на анекдот. Советский Союз отдал американской компании целую партию списанных боевых кораблей и подводных лодок. Взамен страна получила не оружие и не технологии, а миллионы литров сладкой газировки. PepsiCo, символ западного образа жизни, вошла в СССР через сделку, которая до сих пор кажется невероятной: сталь и дизельные двигатели ушли в обмен на шипучий напиток.


Как Pepsi покорила советского потребителя

На заводе Пепси

На заводе Пепси


История началась задолго до самого обмена. Летом 1959 года в Москве открылась Американская национальная выставка, где впервые показали то, чем гордился Запад. Именно там в знаменитых «кухонных дебатах» Никита Хрущёв и Ричард Никсон обменивались репликами о преимуществах социализма и капитализма. На той же площадке советский лидер попробовал свой первый стакан газировки, которую тогда в СССР знали только понаслышке, — «Пепси-Колу». Для главы компании PepsiCo Дональда Кендалла этот момент стал отправной точкой. Он быстро понял, что в закрытой советской системе есть огромный рынок, который ждёт западные товары, а благодаря настойчивости и личным контактам Кендалл вскоре добился невозможного — права поставлять Pepsi в Советский Союз. Но была одна проблема: Советский Союз не мог платить долларами, их в стране хронически не хватало.

Пепси было привычным явлением в СССР

Пепси было привычным явлением в СССР


Выход нашли в бартере. В начале 1970-х PepsiCo и советское внешнеторговое объединение заключили соглашение: концентрат сиропа обменивался на экспорт водки «Столичная» в США и Европу. Сделка оказалась взаимовыгодной. Американцы расширили присутствие на международном рынке, а советская сторона получила возможность показать свою продукцию за рубежом. Дальше всё развивалось стремительно. К концу 1980-х годов Pepsi продавалась по всему Союзу, и популярность напитка оказалась такой, что производство едва справлялось со спросом. Миллионы бутылок напоминали советскому покупателю о том, что Запад можно попробовать на вкус. Но при этом оставалась нерешённая головоломка: как оплачивать такие объёмы, если валюты по-прежнему не хватало? Именно эта проблема и подтолкнула стороны к самой необычной сделке Холодной войны.

Бартер века: корабли вместо долларов

Меняли дизельные подлодки

Меняли дизельные подлодки


Когда обычные схемы перестали работать, стороны начали искать необычные варианты расчётов. У СССР не было свободных долларов, а Pepsi требовала оплату за миллиарды литров сиропа. Тогда и возникла идея обмена на товар, который в изобилии имелся у Советского Союза. И этим товаром неожиданно оказался военный флот. Речь шла не о боевых единицах, готовых выйти в океан, а о списанной технике. В сделку вошли 17 дизельных подводных лодок проекта 613 и несколько надводных кораблей, среди которых были фрегаты и эсминцы. Всё вооружение с них заранее сняли, а сами корабли готовились к утилизации, то есть фактически были металлоломом. Для СССР это довольно странное решение было вполне логичным: вместо огромных затрат на разборку и утилизацию, а также на металлолом государство получало десятки миллионов долларов в эквиваленте, причём в форме поставок столь востребованной газировки.

Место утилизации бывших советских субмарин

Место утилизации бывших советских субмарин


Официальные документы оценивали стоимость соглашения примерно в три миллиарда долларов. Конечно, реальная цена списанного флота была куда ниже, но в глазах западной прессы история выглядела сенсацией. Заголовки газет кричали: «Советский Союз меняет подлодки на колу!», а для американской публики это было почти символом распада системы — сверхдержава распродаёт военные корабли ради сладкой воды. Сам Дональд Кендалл только подлил масла в огонь, заметив в интервью: «Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем правительство США». Фраза стала крылатой, хотя по своей сути сделка была очень практичным и выгодным бартером, чем каким-то политическим жестом. PepsiCo не собиралась создавать собственный флот, а просто получила партию всё ещё нуждающегося в разборке и утилизации металлолома, который вскоре перепродали на переработку в Швецию и в другие страны.

Их продали просто как металлолом

Их продали просто как металлолом


Тем не менее эффект от этой операции оказался куда шире, чем просто расчёт за товар. Сделка показала, что даже в условиях жёсткого противостояния между СССР и США существовали области, где бизнес вполне мог сотрудничать.

Кто кого? Расклад сил и скрытые выгоды СССР

Пепси они были нужны лишь для перепродажи и пиара

Пепси они были нужны лишь для перепродажи и пиара


На первый взгляд казалось, что от сделки выиграла именно PepsiCo. Компания получила головокружительный успех: её напиток закрепился на рынке, куда не мог пробиться ни один другой западный бренд. В Советском Союзе, где выбор лимонадов ограничивался несколькими местными марками, «Пепси» выглядела символом Запада и при этом стоила вполне доступно. Для маркетинга это был настоящий подарок: миллионы советских потребителей выросли с бутылкой бурлящей газировки в руках, и конкурентов у бренда практически не было.

СССР тоже был в плюсе

СССР тоже был в плюсе


Тем не менее и Советский Союз вовсе не остался в проигрыше. Во-первых, удалось решить острую валютную проблему. Страна получила огромный объём импортного напитка, который не нужно было оплачивать долларами. Это означало, что дефицитные валютные резервы можно было направить на закупку технологий и оборудования, которые невозможно было добыть бартером. Во-вторых, в дело пошёл флот (а если точнее, то его остатки), который и так требовал дорогостоящей утилизации. Списанные подлодки и корабли стоили дорого в обслуживании, а сама переработка металла обходилась государству в круглую сумму. Передав их Pepsi, государство фактически смогло сэкономить немало средств и заодно мгновенно решило дорогостоящую проблему.

Подлодки всё равно годились только для утилизации

Подлодки всё равно годились только для утилизации


С экономической точки зрения бартер оказался куда более рациональным, чем может показаться. Советские граждане получили продукт, который стал настоящим хитом, а государство в свою очередь избавилось от лишних расходов (вероятно, смогло что-то заработать, но об этом уже никто не узнает) и даже укрепило международный имидж. PepsiCo же закрепила монополию на огромном рынке и прославилась на весь мир как участник самой необычной сделки Холодной войны. Каждый из участников сыграл свою партию так, что в итоге оба вышли победителями — хотя в западной прессе любили изображать Союз проигравшим.

В итоге СССР почему-то до сих пор ругают

В итоге СССР почему-то до сих пор ругают


Полученный Pepsi проржавевший и давно разоружённый флот в руках компании долго не задержался. Большинство кораблей продали соответствующим компаниям на металлолом в Швецию и Японию. На короткое время PepsiCo стала обладателем одной из крупнейших подводных эскадр в мире, и к тому же она получила весьма ироничный статус, хоть и временный: корпорация газировки формально превратилась в военно-морскую силу. Впрочем, сама история стала скорее символом перемен, и спустя довольно короткое время отошла на задний план. Уже через несколько лет в СССР начались глобальные реформы, а затем советская система и вовсе распалась. Сделка с Pepsi стала частью истории, но на текущий момент многие о ней не помнят или вообще не знают.

Ещё интересное с нашего канала:

3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира



В своё время самой большой из порезанных советских подводных лодок стала атомная субмарина «Акула». Большую их часть утилизировали в соответствии с договором, и в связи с этим СССР до сих пор вспоминают нелестным образом.

Обратите внимание:

0
1940
Версия для печати