В самолётостроении наметилось нечто интересное, и на первый взгляд сложно сказать, что же это будет такое. Американская компания Scaled Composites не так давно провела целую серию испытаний самолёта Model 437 Vanguard, но при этом почти ни слова не сказала о его предназначении. Конечно, есть предположение, что этот странный самолёт предназначен для военных, но о нём и его оснащении практически нет никаких данных, кроме нескольких фотографий.
Model 437
Model 437 Vanguard./ Фото: theaviationist.com
Испытания перспективного самолёта Model 437 Vanguard проводились в пустыне Мохаве, Соединённые Штаты, перед солидной публикой, состоящей из многочисленных экспертов и сотрудников неназванных ведомств. О многом должен сказать тот факт, что результаты испытаний остались в тени, впрочем, как и практически вся техническая информация о самолёте. Как можно судить из слов представителей разработчика, при создании Model 437 использовались самые современные технологии и собственные передовые разработки, вот только широкой публике о них ничего не рассказали. По всей видимости, мероприятие носило закрытый характер, поэтому сделанные фотографии и предоставленная скудная информация уже можно считать большим подарком.
Прототип Model 437./ Фото: twz.com
Как бы то ни было, самолёт получился весьма оригинальным и больше похожим на какую-нибудь экспериментальную игрушку, чем на серьёзную технику. Его длина составляет всего 12 метров, а максимальный взлётный вес – 4500 килограмм. При этом он оснащается единственным турбореактивным двигателем и может развивать скорость до 0,6 Маха. Грузоподъёмность у него небольшая, всего 900 килограмм, причём разработчики отдельно отметили наличие грузового отсека для размещения ракет или умных бомб. Впрочем, для боевого самолёта возможностей Model 437 слишком мало, его грузоподъёмность не позволяет нести солидное количество вооружений. Этот самолёт можно использовать в качестве разведчика, благо дальность в 5,5 тысяч километров это позволяет сделать, но нет никаких данных о рабочей высоте.
Испытания Model 437./ Фото: scaled.com
О предназначении этого самолёта возникло очень много споров и предположений, а больше всего доверия вызывают две версии: о летающей лаборатории и будущем реактивном беспилотнике. Среди представленной скудной информации компания упомянула, что собирается оснастить самолёт автономной системой пилотирования, не зависящей от пилота или оператора. Учитывая же размеры и возможности Model 437, это вполне возможно. Самолёт смог бы проводить разведывательные миссии, а при необходимости и наносить точечные ракетно-бомбовые удары управляемыми боеприпасами. Другая версия тоже имеет право на существование, ведь компания Scaled Composites как раз и занимается разработками новых технологий в сфере самолётостроения. Поэтому Model 437 вполне может оказаться всего лишь прототипом, созданным с одной лишь целью – отработать новейшие технологии, в том числе и беспилотные, чтобы потом использовать их в массовом производстве. На сегодняшний день пока что не существует серийного боевого самолёта, управляемого полностью автономной системой пилотирования.
Предшественник
Scaled Composites Model 401./ Фото: wikipedia.org
Как бы то ни было, проект Model 437 Vanguard возник не на пустом месте. Первым стал прототип Model 401, созданный ещё в 2017 году. Согласно различным источникам, этот проект был создан для стороннего заказчика, а не ради удовлетворения собственных потребностей компании Scaled Composites. Правда, имя его не называется. Также интересно, что известные характеристики этого прототипа очень похожи на Model 437, хоть планер и имеет несколько другую конструкцию, но максимальная скорость такая же, да и грузоподъёмность не сильно отличается, хоть первый прототип и был легче на тонну. Об этом самолёте тоже говорилось, что он был просто напичкан современными технологиями и разработками, сделанными непосредственно Scaled Composites, но при этом никто не уточнял, какими именно. Всё, что было известно, так это сам факт испытаний, совсем немного сведений от производителя и несколько фотографий.
Немного о достижениях
Самолёт Model 437./ Фото: twz.com
Правда, в Model 437 многие увидели лишь довольно странный маленький военный самолёт, который не может похвастаться ни большой скоростью, ни вооружением, а кто-то вообще думает, что он из пластика (по-видимому, сказалось название производителя – Scaled Composites). Вот только компания эта серьёзная и не занимается созданием игрушечных самолётиков, пригодных лишь для развлекательных полётов. Компания Scaled Composites успела принять участие в масштабных проектах, а некоторые из построенных ею самолётов и ракет уже стали достоянием истории.
Ракета-носитель Pegasus./ Фото: pinterest.com
Сама компания была основана ещё в 1982 году, а четырьмя годами позже построенный ею самолёт «Вояджер» поставил солидный рекорд: он смог облететь вокруг земли, не сделав при этом ни одной посадки и даже не потребовал дозаправки. В 2003 году Scaled Composites стала первой частной компанией, которая смогла построить пилотируемый суборбитальный самолёт без участия в проекте государства. Он успешно совершил несколько суборбитальных полётов, достигнув высоты свыше 100 километров. Одним из самых успешных проектов стала ракета-носитель Pegasus, которая впоследствии использовалась для запуска на орбиту спутников, в том числе и для NASA.
Model 437 Vanguard./ Фото: twz.com
По всей видимости, для компании Scaled Composites изменилось очень многое, когда в 2007 году её приобрел Northrop Grumman, американский производитель оборонного значения. Конечно, после завершения сделки Scaled Composites не преминуло сказать, что на работу это никак не повлияет, но верится с трудом. Прототип Model 437 Vanguard – хорошее тому подтверждение. Что будет дальше с этим проектом, неизвестно, но есть большая вероятность, что он превратится в военный беспилотник.
Одним из самых интересных проектов компании Scaled Composites стал огромный двухфюзеляжный самолёт Stratolaunch Model 351, который должен был служить для воздушного запуска гиперзвуковых ракет.