И без того восходящий чуть ли не к самым облакам пароход порой напоминает по размеру диковинный ажурный небоскрёб за счёт массивного нароста в нижней части, о назначении которого задумывается далеко не каждый пассажир, и уж тем более проходящие мимо зеваки. Люди с визуальным мышлением могут предположить, что это придаёт судну особое величие или способность разбивать бушующие волны. Принести в жертву амбициям строение кораблей - слишком одиозный шаг, поэтому в отношении последнего они куда ближе к правде.
Бульб - «луковица» в переводе с французского языка - громадный корабельный отросток, который скрывается в водах во время шторма и демонстрирует собственную дикость с наступлением штиля. Основное назначение части парохода заключается в упрощении движения во время мощных волновых атак. Утолщение не всегда напоминает формой сужающуюся к основанию луковицу, но зачастую такое же объёмное, крепкое и скруглённое. Кроме того, линкор, на котором бульб был впервые установлен, был в силах обратить противников в слёзы.
Бульб порой кажется весомой частью судна / Фото:www.ixbt.com
Неудивительно, что бульб напоминает нечто первобытное: неотёсанный несколько примитивный инструмент, напоминающий бивень, только созданный не австралопитеком, а немыслимо эволюционирующим гигантом. Могучая морская стихия, первооснова всей жизни на планете, по-прежнему требует людям казаться перед ней несколько беспомощными. Однако бульб вполне успешно снижает затраты на горючее, когда взваливает всю тяжесть рассекаемых волн на себя. Встречные потоки становятся в разы менее внушительными по отношению к передней части корабля благодаря каплевидной форме выпуклого основания.
Военный танкер / Фото: topwar.ru
Тщательно выверенные пропорции судна помогают прийти к пониманию бульба в общем принципе конструкции. Нарост обтекает морская вода, и его напор создаёт отдельную волну, полностью идентичную в нижней области волне, созданной носом судна. Они буквально вычленяют одна другую, не даром говорят "клин клином вышибает". Лобовое сопротивление снижается, ощутимо меньше давления и качки на борту. Бульбом обзавелись всевозможные модели гигантских судов, начиная от линкоров и танкеров и вплоть до круизных лайнеров, где качка стала более терпимой для нежных персон нон-грата.
Эти части судов, к слову, бывают разных форм и конфигураций. Это тесно связано с общими пропорциями плавательного средства. Бульб используется в архитектуре зданий, особенно часто - сочленённых систем арок, где этот наконечник также одновременно столь внушителен, сколько и функционален. В кораблестроении элемент актуален только в случаях с гигантскими габаритами судов. К тому же, наличие бульба оправдано возможностью и требованием развития скоростей от 25 узлов, то есть примерно 46 километров в час. В противном случае, от такого дополнения не будет особенного толка, и, скорее всего, он даже не оправдает собственные затраты.
Бульб корабля / Фото: bibimot.ru
Чем меньше судно, тем бессмысленнее наличие такого элемента как бульб. Видимо, его призвание - уподобляться колоссам древних времён в войне со стихией. Он делает нижнюю часть судна более впечатляющей и менее уязвимой к напору водных масс. Каждый, кто выходил в море хоть раз, знает, насколько изменчиво оно может быть в своих настроениях. Метания пенящихся громадин сильно тормозят достижение человеческого прогресса на пол пути, оказывая на его корпус высокое давление. Манёвренность и скорость возвращает массивный гигант, распутывая ходовой потенциал корабля. Согласно общим показателям, он экономит до 15 % затрачиваемого топлива.
Порой кажется, что бульб чуть ли не превышает своими габаритами размер основного судна: создаётся впечатление, что корабль скрестили с массивной атомной подлодкой. Каплевидный бульб возник не так давно, а конкретно в 1910 году. Его запатентовал Дэвид Уотсон Тейлор, инженер родом из Америки. Широкое признание неуклюжий нарост получил значительно позже, спустя много десятков лет. Нос корабля ниже ватерлинии обзавёлся внушительным уплотнением в форме капле в промышленных масштабах к середине прошедшего века.
Выступы старых кораблей под ватерлинией / Фото: m.gazeta.ru
Расталкивая волны с положительной амплитудой, которые оказывают значительное давление на судно в целом, корабль обрёл новое значение перед лицом опасностей и естественных преград, подстроенных самой природой. Скорость не спадает и даже слегка возрастает, сила обрушивающихся валов океана не оказывает такого беспрецедентного волнения. Неслучайно впервые утолщением обзавёлся бронированный военный корабль - за счёт диковинного для того времени нароста он выглядел ещё более грозно и часто мог беспрепятственно давать отпор непогоде и противнику.
Бульб размером с корабль / Фото: www.ixbt.com
Есть определённая закономерность и в том факте, что внедрение детали в конструкцию пароходов произошло после появления первых систем компьютерного моделирования. Иногда, чтобы осознать величие нового, несколько странного с первого взгляда изобретения, необходимо получить наглядную модель перед собой. Компьютеры многое упорядочили в этом мире практически сразу после их появления. И действительно, несколько громоздкие и, на первый взгляд, избыточные идеи могут выглядеть сомнительно на бумаге и со временем проявить себя на практике.
Если вам понравился материал, то не пропустите:
3 подводные лодки в России, которые пугают весь мир