Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




В истории практически любой техники с богатым прошлым есть множество интересных и совсем неочевидных фактов, которые плохо известны широкому кругу обывателей. К примеру, некоторые из них касаются практически всех существующих пассажирских самолётов, а если точнее, их окраски: у подавляющего большинства фюзеляж окрашен в белый цвет. За редким исключением.


Немного истории

Полированный Douglas C-47 Skytrain./ Фото: pinterest.com

Полированный Douglas C-47 Skytrain./ Фото: pinterest.com


Конечно, не все и далеко не всегда красили самолёты в белый цвет, скорее, эти цветовые предпочтения родились из многолетнего опыта, огромных финансовых затрат и многочисленных происшествий, которые случились за десятки лет эксплуатации. К примеру, в Соединённых Штатах, да и в других странах тоже, самолёты поначалу не красили вообще, их полировали. Кому пришла в голову эта благая мысль, неизвестно, но ради красивой картинки фюзеляж натирали до зеркального блеска. Так самолёт становился красивее и привлекал к себе внимание, благо сам алюминий стали применять ещё на заре самолётостроения, а начало этому положили как раз братья Райт. К тому же полированный самолёт имел меньшую массу, и разница была довольно ощутимой. На окрашивание в один слой тратилось от 80 до 250 килограмм краски, а значит, самолёт перевозил лишний вес и тратил лишнее топливо.

Зеркальный самолёт./ Фото: needpix.com

Зеркальный самолёт./ Фото: needpix.com


Продолжалось это не очень долго, и практически все перевозчики быстро перешли к покраске фюзеляжа, а дело было в финансах. Чтобы корпус не разрушался от коррозии и сохранял блестящий внешний вид, его приходилось часто полировать и покрывать защитным составом, и на это уходило больше денег, чем на регулярное окрашивание. Правда, была ещё одна причина, чисто эстетическая. Некоторые компании фюзеляжи стали частично изготавливать из современных композитов, а пластиковые детали выглядели не очень хорошо. Самой стойкой оказалась американская компания American Airlines, покрасившая последний свой самолёт в 2013 году, но ещё до этого, в 1976-м, покраска самолёта в основной белый цвет стала почти стандартом. Конечно, стандарт этот неофициальный, но такая цветовая гамма оказалась настолько практичной, что её приняли почти все авиаперевозчики, и на то были серьёзные причины.

1. Белый цвет повышает видимость для птиц

Результат столкновения с птицей./ Фото: ixbt.com

Результат столкновения с птицей./ Фото: ixbt.com


Для самолёта птица является естественным врагом №1, поскольку столкновение с ней чревато серьёзными последствиями, а виновата во всём высокая скорость. Даже до набора крейсерской скорости самолёт летит очень быстро, и столкновение с птицей весом в несколько килограммов может привести к большим разрушениям. На фюзеляже появляются вмятины и пробоины, разбиваются стёкла в кабине пилотов, и даже двигатель может выйти из строя, если в него попадёт птица. Единственный способ этого избежать – повысить видимость самолёта, покрасив его в белый цвет. Это одна из мер предосторожности, которая помогает заботиться о сохранности самолёта, а также о жизнях пассажиров и экипажа. Несмотря на это, столкновения иногда всё же случаются на небольших высотах.

2. Финансовые вопросы

Покраска пассажирского самолёта./ Фото: livejournal.com

Покраска пассажирского самолёта./ Фото: livejournal.com


Впрочем, покраска фюзеляжа в белый цвет для авиаоператора также является хорошим способом сэкономить, причём не только свои деньги, но и других компаний. Ни одна краска не держится на фюзеляже слишком долго, хоть белая в этом плане более долговечная, чем краска любого другого цвета. Поскольку самолёт немало времени проводит под прямыми солнечными лучами, другие цвета довольно быстро начинают выгорать, даже если у краски есть защита от ультрафиолета. В любом случае покрытие истирается пылью, изнашивается и трескается от перепадов температур, поэтому самолёты перекрашивают согласно регламенту. Проблема в том, что краски с добавлением красящих пигментов стоят дороже белой, а поскольку тратится большой объём, то разница может достигать десятков тысяч долларов. И это на одну покраску одного самолёта, что в итоге превращается в постоянную статью расходов. Конечно, другие цвета тоже присутствуют, но в процентном соотношении белого гораздо больше.

Самолёт МС-21./ Фото: rutube.ru

Самолёт МС-21./ Фото: rutube.ru


История с лишними тратами и экономией повторяется, когда у конкретного самолёта меняется арендатор. Всё дело в том, что авиаоператоры берут свои самолёты в аренду и при этом наносят на него собственные опознавательные знаки – фирменную цветовую схему и логотипы. И здесь опять играет роль цена – белый цвет неизменно оказывается дешевле.

3. Белый самолёт легче обслуживать

Потёки от топлива./ Фото: nur.kz

Потёки от топлива./ Фото: nur.kz


Как и какая-нибудь легковая машина, пассажирский самолёт нуждается в ремонте и обслуживании, будь то замена узлов и деталей или же антикоррозийная обработка. Проблема же в том, что условия эксплуатации самолёта гораздо хуже, чем у машины. Огромные нагрузки, большие перепады температуры с большого плюса на глубокий минус, постоянное воздействие влаги, пыли и вибрации. Всё это отражается на конструкции и диагностируется на земле техническими специалистами. Самый же простой способ найти неисправность – осмотреть самолёт визуально, и белый цвет здесь очень сильно помогает. На идеально белом покрытии отлично видны трещины на фюзеляже, потёки окислов и технологических жидкостей. Благодаря внешнему осмотру и контрасту с белым фоном могут быть обнаружены многие неисправности.

4. Самолёт дольше работает

Самолёт над облаками./ Фото: wallpaperscraft.com

Самолёт над облаками./ Фото: wallpaperscraft.com


Как ни удивительно, но белый цвет несколько продляет беспроблемную эксплуатацию самолёта. Его поверхность имеет очень большую площадь, поэтому поглощает много солнечной энергии и может сильно нагреваться. Уменьшить нагрев можно, если отразить хотя бы часть излучения, а лучший способ это сделать – покрасить в белый цвет. В этом случае фюзеляж нагревается не так сильно, поэтому меньше деформируется, дольше служит.

Concorde 101 — Air France./ Фото: airliners.net

Concorde 101 — Air France./ Фото: airliners.net


Наверное, самой наглядной демонстрацией этого принципа стал «Конкорд». Его главной особенностью является скорость – она составляет 2,23 Маха максимум, что в два раза превышает скорость звука. Его пытались выкрасить в какой-нибудь весёлый и привлекающий внимания цвет, но корпус самолёта очень сильно нагревался на таких скоростях, поэтому его покрасили в обычный белый. В итоге только частичное отражение солнечного света смогло понизить температуру до приемлемого уровня. В 1996 году компания Pepsi уговорила владельца «Конкорда» покрасить самолёт в синий цвет в рамках своей рекламной компании, за что заплатила круглую сумму. Правда, с такой светопоглощающей ливреей самолёт мог лететь на крейсерской скорости всего 20 минут, а корпус при этом начинал перегреваться. В итоге краска начала слазить уже через две недели.

Разрисованный самолёт./ Фото: airliners.net

Разрисованный самолёт./ Фото: airliners.net


Конечно, есть и исключения из правил, и их немало. Они разукрашены всеми цветами радуги, а некоторые из них выглядят так, будто сошли со страниц детской раскраски. Впрочем, это никак не опровергает правило, а подтверждает его. Причина существования таких самолётов – это всего лишь деньги. Основной белый цвет – не закон или стандарт, а всего лишь выработанная годами практика. Если кто-то решит сделать по-другому ради каких-то целей, ему всего лишь нужно потратить достаточное количество денег.

Сверхзвуковой авиалайнер «Конкорд» был и остаётся единственным в мире пассажирским самолётом, который мог летать со скоростью, превышающей скорость звука в два раза.


Обратите внимание:







193
сегодня 18:00
В закладки
Версия для печати