Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



Крылатые ракеты занимают чрезвычайно важное место в арсенале любой современной армии. Россия в данном отношении не является исключением. Благо, страна унаследовала от Советского Союза очень крепкую школу военного ракетостроения. Одним из важнейших достижений СССР в данной области была и остается крылатая противокорабельная ракета Х-22, принятая на вооружение еще в 1971 году и не теряющая актуальности до сих пор. Возможно это, в том числе благодаря появлению новых модификаций.


Ракета мощностью до 1 Мт. |Фото: discover24.ru.

Ракета мощностью до 1 Мт. |Фото: discover24.ru.


Крылатая противокорабельная ракета Х-22 «Буря» является частью оружейного комплекса К-22, разработанного в 1968 году и до сих пор стоящего на вооружении России. Над созданием ракеты в свое время трудились специалисты ОКБ-155-1 (сегодня ГосМКБ «Радуга») под руководством главного конструктора Александра Яковлевича Березняка. К слову, сегодня ОКБ «Радуга» носит его имя. В классификации стран НАТО старая советская ракета имеет двусмысленный индикатор AS-4 Kitchen. Что ж, в некотором смысле Х-22 «Буря» действительно способна сделать то, что регулярно происходит на любой кухне: варка, жарка, а иногда даже пожар…

Может пролететь до 600 км. |Фото: warshistory.ru.

Может пролететь до 600 км. |Фото: warshistory.ru.


Х-22 является ракетой воздушного базирования. Разрабатывалась она специально для использования на советских сверхзвуковых бомбардировщиках Ту-22. Основная цель для крылатых ракет «Буря» - авианосные группы наиболее вероятного противника. Поражать Х-22 может и другие цели, однако в годы холодной войны она в первую очередь позиционировалась как мера противодействия американским авианосцам в случае начала третьей мировой войны. В общей сложности за годы советской власти и современной России «Радуга» наклепала около 1 тысячи таких крылатых ракет. Каждая стоит около 400-500 тысяч долларов. С 1970 по 2000 год было создано десять модификаций Х-22. Последняя глубокая модернизация ракеты – это модель Х-32.

Запускаются ракеты с самолетов Ту-22. |Фото: nosoldat.net.

Запускаются ракеты с самолетов Ту-22. |Фото: nosoldat.net.


Крылатые ракеты «Буря» состоят из четырех отсеков, имеют длину в 11.6 метров и диаметр до 0.94 метров. Стартовая масса противокорабельного снаряда составляет 5.7 тонн. В качестве оперения используются треугольные крылья. В движение Х-22 приводится ракетным двигателем Р201-300 с двумя режимами работы. В качестве горючего снаряд использует ракетное топливо ТГ-02 «Самин». В зависимости от поставленной боевой задачи «Буря» может оснащаться как осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества до 0.63 тонн, так и термоядерной боевой частью мощностью до 1 Мегатонны. В последнем случае одной ракеты скорее всего окажется вполне достаточно для уничтожения не только авианосца, но и всех кораблей, оказавшихся в относительной близости. При этом пролететь ракета Х-22 с момента запуска с самолета может до 600 км.

Последняя модель получила новый двигатель и обновленную систему управления. |Фото: defensearabia.com.

Последняя модель получила новый двигатель и обновленную систему управления. |Фото: defensearabia.com.


Для лучшей наглядности, напомним о том, что в 1945 году на Хиросиму была сброшена бомба мощностью не более 18 килотонн, на Нагасаки – не более 21 килотонн. При этом в 1 Мегатонне – 1 000 килотонн. Таким образом ракеты Х-22, оснащенные термоядерной боевой частью, – это невероятно серьезное и без всякого преувеличения абсолютно чудовищное оружие. При этом ракета Х-32 представляет для флота вероятного противника еще большую опасность. Разработка данной модификации началась еще в 1980-е годы в СССР. Завершена работа над ракетой была уже в бытность Российской Федерации. На вооружение Х-32 приняли в 2016 году.

Это чрезвычайно грозное оружие. ¦Фото: shnyagi.net.

Это чрезвычайно грозное оружие. ¦Фото: shnyagi.net.


Ключевыми отличиями 32-ой от 22-ой является наличие в новой ракете системы автоматического управления (пришла на замену «примитивному» автопилоту), а также использование в новинке более мощного двигателя. При этом размеры Х-32 в сравнении с оригинальной крылатой ракетой никак не изменились. В то же время новые двигатели позволяют достигать скорости полета до 4.6 Маха или 5 488 км/ч. Таким образом обновленная Х-32 почти является гиперзвуковой. Впрочем, даже той скорости, что уже есть у ракеты вполне достаточно для преодоления современных систем ПВО блока НАТО.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про лазерные ПВО: какие подробности совсем недавно стали известны о секретном оружии Израиля.


Обратите внимание:







3039
26.10.2023 10:52
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё