Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0

ЗИЛ-135П ««Дельфин» имел множество уникальных качеств и характеристик/ Фото: autohs.ru

ЗИЛ-135П ««Дельфин» имел множество уникальных качеств и характеристик/ Фото: autohs.ru

В свое время грузовой автомобиль ЗИЛ-135П ««Дельфин»» стал настоящим открытием в мире военной техники. Более того, ему даже удалось удостоиться нескольких рекордов. Созданный инженерами СКБ ЗИЛ в 1960-х гг. обладал множеством уникальных качеств и характеристик, а также предназначался для решения сложнейших задач в суровых условиях. Однако в серийное производство машина так и не поступила, хоть и имела огромный потенциал.


1. Конструктивное исполнение



ЗИЛ-135П стал самой быстрой амфибией на колесной платформе/ Фото: 5koleso.ru

ЗИЛ-135П стал самой быстрой амфибией на колесной платформе/ Фото: 5koleso.ru

Желание разработать универсальный транспортер, способный передвигаться и по твердому покрытию, и по водной глади, появилось у советских военных буквально сразу после завершения Второй мировой войны. Именно по их руководству появились такие модели, как ЗИС-485 и облегченный ГАЗ-46.

Но потребности не были закрыты полностью, и оставалась необходимость выпустить габаритную амфибию с повышенной грузоподъемностью и возможностью сохранять устойчивость на воде. C поручением спроектировать такую технику военные обратились к известному конструктору В.А. Грачеву, возглавляющему Московский автомобильный завод.

Первые работы начались в 1961 году, а в качестве отправной точки для создания машины были использована длиннобазная платформа ЗИЛ-135К. Но для адаптации грузовика в большой корпус амфибии инженеры увеличили колею на 200 мм, поэтому она достигла 2,5 метров.

Также пришлось поработать над компоновкой ЗИЛ-135К и разместить два силовых агрегата в задней части. В ходе таких действий амфибия получала мощность для вращения гребных винтов с носка коленвала каждого движка. А приводной механизм базировался на привычной для того времени компоновке от 135-го ЗИЛа.

Передняя часть амфибии/ Фото: autohs.ru

Передняя часть амфибии/ Фото: autohs.ru

Корпус из стеклопластика проектировался для получения улучшенных мореходных свойств. Еще на ранних стадиях разработки он подвергался различным гидродинамическим тестам в искусственном водоеме ЦНИИ Крылова. Таким образом, ««Дельфину» удалось получить звание самой быстрой амфибии на колесной платформе с мореходностью 4 балла, что стало рекордным значением для техники данного класса.

Спереди машины размещался отсек экипажа с вместимостью 3 человека и панорамным остеклением. За ним установлена кабина для десанта (до 22 человек) или перевозки 5 тонн багажа. Далее шел отсек с моторами (по 180 л. с. каждый). У амфибии не было подвески и рамы, а всю несущую нагрузку принимал корпус с увеличенным запасом прочности. Шины повышенной эластичности с 20-дюймовым радиусом способствовали плавному движению по любой поверхности.

Использование стеклопластика вместо металла позволило исключить проблему коррозии при постоянном нахождении в воде. Более того, этот конструкционный материал обладал таким уникальным свойством, что в случае рваной пробоины от осколочных боеприпасов вода проникает в корпус не сплошным потоком, а просачивается мелкими каплями.

А в случае с гусеничными амфибиями ПТС-65, которые делались из листовой стали небольшой толщины, при аналогичном поражении отсеки полностью заливались водой, а установленные на борту насосы попросту не справлялись с такой нагрузкой.

Над разработкой корпуса трудились в ЦНИИ им. Крылова, и их проект отличился очень перспективными свойствами. Таким образом, транспортеру удавалось развивать рекордную скорость в 16,4 км/ч (если речь идет о передвижении по твердому покрытию – до 65 км/ч). Это явный рекорд для плавающей техники такого типа.

По конструкции «Дельфин» существенно отличался от «родительского» 135-го. Колеса на задней и передней оси с поворачиваемым исполнением, конечно же, сохранились, а вот моторы оказались сзади. Это упростило их соединение с гребными винтами диаметром 700 мм каждый. С целью повышения маневренности винты сделали поворотными – правый и левый вращались в разные стороны и не зависели друг от друга.

2. Отличительные особенности амфибии



Движение «Дельфина» по воде/ Фото: pikabu.ru

Движение «Дельфина» по воде/ Фото: pikabu.ru

Как уже отмечалось, движение машины на воде производилось двумя винтами диметром 700 мм, которые размещались в кольцевых поворотных насадках и могли принудительно вращаться в горизонтальной плоскости. А для повышения управляемости их сделали поворачиваемыми как в одну, так и в обратную сторону или одновременно в разные. После выезда на сушу гребные механизмы прятались в специальном отсеке в кормовой части.

С конвейера сошла всего одна амфибия из линейки ЗИЛ-135П «Дельфин», хотя в некоторых источниках сообщается о создании двух образцов. Кстати, во время испытаний в Калининградской области произошел интересный казус.

Танк Т-55 полностью зарылся в песок гусеницами и застрял там днищем, а ЗИЛ-135П не просто взобрался на склон, а еще и выполнил победный маневр вокруг увязшей бронетехники. При полной массе в 20 тонн амфибия могла без проблем сходить с транспортного судна при 5-бальных волнах и перемещаться в условиях умеренных льдов.

По поводу мореходных качеств модель реально превосходила все другие проекты, о которых было известно на тот момент. К примеру, ей удавалось подниматься на волны, преодолевать прибойную зону высотой до 3 метров при том, что высота кабины составляла 3,2 метра.

С целью улучшения живучести в условиях водной стихии конструкторы добавили около 90% плавучести. Водоотливные устройства обеспечивали эффективность откачки до 1400 л/м.

В десантном отсеке транспортного средства могло разместиться до 22 человек/ Фото: wroom.ru

В десантном отсеке транспортного средства могло разместиться до 22 человек/ Фото: wroom.ru

Нельзя не обратить внимание и на внешние особенности модели. И хоть на первый взгляд амфибия не может похвастаться особой презентабельностью, плавала она просто отлично.

Также важной особенностью стала приличная вместимость, предусматривающая размещение в десантном отсеке до 22 человек, то есть полноценного взвода. Также машину можно было транспортировать по воздуху или по воде на десантных суднах и военных самолетах.

Приставка «лучший в своем классе» была дана «Дельфину» не просто так. Ведь в плане плавучести и проходимости он был вне конкуренции на тот момент. А если рассмотреть такой сложный термин как пропульсивный КПД водоходного движителя, который характеризует отношение сопротивления воде к мощности от винтов, то модель показала внушительное значение в 0,48. У аналогов из зарубежных стран этот показатель был в 2-3 раза ниже.

Тем не менее, даже эти качества не позволили амфибии перейти из разряда экспериментальных образцов к серийным. При всех достоинствах у нее было несколько весомых недостатков, в том числе высокая цена.

3. На базе ЗИЛа планировали создать ракетоносец-амфибию



Движение ЗИЛ-135П на фоне кораблей/ Фото: autohs.ru

Движение ЗИЛ-135П на фоне кораблей/ Фото: autohs.ru

Как уже известно, конструктивное исполнение ЗиЛ-135 оказалось весьма удачным и перспективным. Модель начали производить еще в начале 60-х годов прошлого века и выпускали вплоть до середины 1990-х. Военные применяли машину не только в качестве тяжеловесного тягача, но и платформы для размещения орудия. К примеру, на транспортер даже монтировали пусковые установки «Луна», которые могли иметь ядерное оснащение.

Для расширения внедорожных свойств и сценариев применения платформы Виталий Грачев предложил создать на основе концепции ««Дельфина» плавающий ракетоносец. Правда во время практических испытаний он утонул вместе с ракетой из-за слишком большой массы всей конструкции.

После этого инженеры приступили к экспериментам по снижению веса, в том числе с применением стеклопластиковых компонентов. Однако по разным причинам амфибия так и не вступила в строй, хотя применение таких материалов позже неоднократно пригодилось.

4. ЗИЛ-135П ««Дельфин»» как понтонная переправа



«Дельфин», выходящий из чрева десантного корабля/ Фото: autotruck-press.ru

«Дельфин», выходящий из чрева десантного корабля/ Фото: autotruck-press.ru

После получения федерального заказа на разработку машины-амфибии для транспортировки больших десантных групп конструкторы ЗИЛ решили начать с разработки самоходной понтонной переправы. Но вскоре концепция проекта изменилась.

Само назначение модели уже мотивировало инженеров отказаться от металлических кузовных деталей в пользу стеклопластика. И речь идет не только о повышении плавучести, но и для улучшения устойчивости к огню, в том числе из стрелкового оружия. При наличии пулевых отверстий в металле вода мгновенно заполняла корпус, а водооткачивающее оборудование попросту не справлялось с нагрузкой.

А вот в случае с ««Дельфином» за наружной обшивкой из стеклопластика размещался пенопластовый слой большой толщины. Ему удавалось не только повышать плавучие свойства, но и делать конструкцию более живучей и устойчивой к различным видам вооружения. Осколки и пули не причиняли корпусу большого вреда.

5. Первые практические тесты и дальнейшая судьба проекта



Испытания ЗИЛ-135П на озере Сенеж в июле 1965 года/ Фото: truck-auto.info

Испытания ЗИЛ-135П на озере Сенеж в июле 1965 года/ Фото: truck-auto.info

Когда ЗИЛ-135П «Дельфин» успешно испытали на Москве-реке, его отправили проверять в морских условиях на Балтийском море. Свой первый морской «поход» амфибия совершила осенью 1965 года. При этом моряки, которые находились на испытательной базе, весьма скептически отнеслись к проекту.

Однако тогда «Дельфин» проявил себя только с положительной стороны. Ему удалось без проблем преодолевать волны в 5 баллов, заставив критиков пересмотреть свое мнение. Более того, машина смогла без дополнительной помощи выехать на берег с припаем до 15 см.

Осенью амфибия в очередной раз подтвердила свой потенциал, поэтому доработки и испытания еще не были свернуты. Однако продолжалось это до 1969 года, после чего проект был окончательно закрыт.

Изначально сообщалось, что к этому привело отсутствие финансирования и надлежащих мощностей для производства, но после стало известно, что модель была просто экономически нерентабельной. Однако опытный образец неоднократно помогал советским инженерам разрабатывать другие водоплавающие машины, в том числе легендарную амфибию ПЭУ-1.



Интересно также узнать про 9 самых знаменитых кораблей российского флота, нашедших упокоение на морском дне.


Обратите внимание:







5695
26.10.2023 14:21
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё