Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Панамский и Суэцкий каналы без преувеличения являются наиболее грандиозными гидротехническими сооружениями на планете. На первый взгляд американская и ближневосточная артерия очень похожи. Однако, в действительности между этими исполинами лежит огромная разница. Отличаются каналы не только общей протяженностью, но и сложностью организации, в частности – количеством установленных шлюзов.


Суэцкий канал построен еще в 19 веке. /Фото: c4israel.org.

Суэцкий канал построен еще в 19 веке. /Фото: c4israel.org.


В 1869 состоялось торжественное открытие Суэцкого канала. Исполинская водная артерия протяженностью в 173 км (сам канал имеет протяженность 161 км) используется для обеспечения прямого морского сообщения между Средиземным и Красным морем. Ширина канала у поверхности воды составляет до 350 метров. Глубина транзитной артерии достигает 20 метров. В 2014 году в Египте началось строительство второго параллельного Суэца для улучшения пропускной способности транзитного маршрута. Протяженность дополнительной артерии на сегодняшний день составляет уже 72 км и продолжает расти.

В Суэце нет ни одного шлюза. /Фото: rbc.ru.

В Суэце нет ни одного шлюза. /Фото: rbc.ru.


Другим впечатляющим гидротехническим сооружением остаётся небезызвестный Панамский канала, связывающий Тихий и Атлантический океаны. Построен он был в 1920 году. Правда, его длина на фоне того же Суэца гораздо меньше. Общая протяженность американской артерии составляет 81.5 км. При этом протяженность непосредственно канала составляет всего 65.2 км. При этом стоит упомянуть, что к протяженности Панамского канала также относят подводную часть гидротехнического объекта – это участок с углублением океанского дна. Его протяженность в сумме составляет еще 16.4 км. Ширина Панамского канала также меньше, чем у Суэца и составляет всего 150 метров. При этом артерия, разделяющая две Америки, отличается от своей ближневосточной родственницы в первую очередь тем, что, по сути, состоит из двух параллельных каналов.

В Панамском канале шлюзов сразу шесть. /Фото: mapei.com.

В Панамском канале шлюзов сразу шесть. /Фото: mapei.com.


Но главное и наиболее интересное отличие между Суэцким и Панамским каналами заключается вовсе не в протяженности или ширине, а количество в количестве шлюзов. Так, в Панамском канале их сразу шесть, в то время как в Суэцком – ни одного. Все это особенно удивительно на фоне того, что Суэцкий канал еще и длиннее. Возникает вопрос: как же так получилось? Ответ на этот вопрос не так уж прост уже хотя бы потому, что причин организации шлюзов в Панамском канале не одна, а несколько. Первая – это разница в уровнях Атлантического и Тихого океанов. Мы часто слышим общее понятие «уровень моря», использующееся в качестве точки отсчёта… Это обстоятельство порождает стереотип, что мировой океан «ровный» как бумажный лист. Но на самом деле все гораздо сложнее.

С уровнями воды все сложно. /Фото: ya.ru.

С уровнями воды все сложно. /Фото: ya.ru.


Дело в том, что Земля, строго говоря не является шаром. Сравнение планеты с известной геометрической фигурой – еще одно упрощение. На самом деле планета имеет форму «геоида». Из-за этого уровень мирового океана в разных местах – разный. Из-за этого разница между уровнем Атлантического и Тихого океана составляет от 0.5-1.5 метров! Таким образом если бы Панамский канал не имел шлюзов, в нем бы присутствовало бы мощное течение, серьезно затрудняющее движение судов. Вторая важная причина, почему в Панамском канале такое количество шлюзов – это сложный рельеф и геология, в частности наличие в составе водной артерии озера Гатун. Последнее находится на континентальной возвышенности, из-за чего уровень воды в Гатуне примерно на 25-27 метров превышает уровень мирового океана. Если бы канал был бесшовным, то озеро бы просто пересохло и строителям пришлось капать дополнительный канал уже по его дну.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, почему через великую Амазонку до сих пор не построили ни одного моста.


Обратите внимание:







1438
26.03.2025 10:41
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё