Мотоциклетные войска при первом знакомстве могут вызывать у человека смех. Однако, в действительности они были весьма эффективны в годы Второй мировой войны. Во всяком случае, на ее первом этапе. Главными эксплуатантами мотоциклов стали немцы, которые специально перед войной даже подготовили несколько линеек легких и тяжелых мотоциклов для армии. Так зачем же они были нужны и как себя показали на разных театрах боевых действий?
Устал. Ну, скоро отдохнет в землице. |Фото: Pinterest.
Если у современного человека вызывают смех мотоциклетные войска времен Второй мировой войны, значит он еще не видел кавалерийских частей и пехоты, посаженной на велосипеды. Чего уж там, во время Великой Отечественной войны в 1941-1942 году отмечены отдельные эпизоды использования тачанок а-ля Гражданская война в России 1917-1922 годов. Стоит правда оговориться, что советские тачанки 1930-1940-х годов – это не что-то кое-как слепленное из чего было, а передвижное средство заводского производства. Использовались такие главным образом для мобильной разведки.
Дети у вас прекрасные, но все что вы делаете мозгами... |Фото: Pinterest.
Собственно, суть мотоциклов и внедорожников на фронте точно такая же. Все эти машины не должны участвовать в боях с противником. Они должны лишь повышать мобильность и грузоподъемность пехотных подразделений. Сама по себе концепция не нова. Первые драгуны – стрелки на лошадях, появившиеся еще в XVI веке, были не конными стрелками, а по сути, мобильной пехотой на лошадях, которая проезжала некоторое расстояние, а затем спешивалась для ведения боя. Идейно, мотоциклы и внедорожники в современной войне очень близки к данной концепции и по идее, и по духу.
Холодно, фашист? |Фото: Pinterest.
Впервые успешно применены мотоциклы в армии были еще в годы Первой мировой войны. Так как большинство генералов всегда готовится к войне прошлого, то немцы решили использовать мотоциклы и в новой войне. На мотоциклистов были возложены следующие функции: мобильная разведка, мобильный патруль, транспортировка военной почты, курьерская служба (передача донесений), подвоз тяжелого вооружения (минометов и пулеметов), подвоз боеприпасов. Со всеми этими задачами «байкеры Гитлера» справлялись на ура, во всяком случае поначалу.
В целом со своими задачами справлялись. |Фото: reibert.info.
В вермахте использовались несколько моделей мотоциклов. В первую очередь это были тяжелые BMW и Zundapp. До 1942 года активно использовались еще и легкие NSU, Triumph, Victoria. В Западной Европе во время аннексии Чехословакии и войне во Франции, мотоциклетные части показали себя с лучшей стороны. Во многом благодаря хорошей погоде во время операций и наличию большого числа качественных дорог. Неплохо мотоциклисты вермахта показали себя и в Польше, однако именно там в 1939 году еще до Франции прозвучал «первый звоночек». Там мотоциклисты неоднократно оказывались на песчаных почвах, в результате чего транспортные средства с коляской с завидным постоянством вязли в грунте. Решили эту проблему немцы к 1940 году при помощи установки на коляски тяжелых мотоциклов электромотора.
Пока есть дорога - все отлично. ¦Фото: forum.ww2.ru.
Однако, настоящее испытание немецких мотоциклистов ждало на Восточном фронте. Только в составе танковых дивизий и дивизий СС у немцев было 20 мотоциклетных батальонов. Вплоть до осени 1941 года все шло неплохо, однако едва начались проблемы с погодой и дорогами, как мотоциклы стали систематически попадать в неприятные ситуации. Дальнейшее использование техники в непростых условиях восточного фронта показало, что пережить «советскую» грязь и отсутствие качественно ТО не способна даже очень надежная по тем временам техника BMW. Однако, к середине войны выяснилось, что куда выгоднее было бы делать для этих же целей внедорожники.
Видео с нашего канала расскажет о том, для чего «Люфтваффе» понадобился странный самолет с кабиной СБОКУ:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, какой танк следует назвать лучшим во Второй мировой войне.