В разгар Холодной войны гонка вооружений состояла не только в том, чтобы создать новое оружие и технику, но и максимально долго сохранять в тайне его возможности - так противнику будет труднее противопоставить что-то подобное или превосходящее по потенциалу. Поэтому и СССР, и США всячески пытались выведать информацию о таких секретных разработках. Вот только однажды произошёл эпизод, который мог обернуться настоящим поражением отечественной авиации в этой гонке вооружений: банальное стечение обстоятельств чуть не позволило американцам заполучить засекреченный советский самолёт, причём из рук его же пилота.
Секретную модификацию МиГ-21 чуть не заполучили военные НАТО. /Фото: popmeсh.ru
Произошла эта необыкновенная история в феврале 1967 года, когда после сборки на московском заводе КБ Микояна в Луховицах четыре новых самолета МиГ-21ПФМ требовалось отправить на аэродром в Коттбусе, который расположен южнее Бранденбурга. Этот полёт был доверен летчикам 16-й гвардейской истребительной авиадивизии под командованием капитана Федора Зиновьева. Задача была очень важной не только для обеспечения воздушной безопасности границ ГДР, но ещё и потому, что данные самолёты были секретными, и информацию о них очень жаждала заполучить западная разведка.
Советский лётчик Федор Зиновьев (второй справа). /Фото: fry-electronics.com
Первая часть пути до Минска прошла без происшествий. А вот при взятии курса на Коттбусе, командир звена Зиновьев допустил ошибку. Дело в том, что ранее он перегонял самолеты на другой аэродром - Темплин, что тоже под Бранденбургом, однако координаты были другие. Таким образом, лётчик случайно сбился с курса и стал пролетать рядом с Берлином, причем Западным, который находился под контролем НАТО.
Аэродром Коттбус был для командира звена не знаком. /Фото: wikimapia.org
Вот только сам Зиновьев понятия не имел, что летит не туда, поэтому спокойно запросил разрешение на посадку у диспетчера. Тот, правда, не ответил, но командир звена списал это на проблемы с техникой, и, распустив звено, начал снижение. Посадка прошла успешно, и только теперь советский лётчик понял, куда именно он приземлился. Именно поэтому диспетчер и молчал: западные военные не желали упустить такой отличной возможности заполучить вожделенный секретный самолёт советских ВВС.
Советский самолёт случайно оказался на аэродроме НАТО. /Фото: pulse.mail.ru
НАТОвцы быстро сориентировались и перекрыли взлётно-посадочную полосу пожарными машинами. Казалось, что выхода не было, однако неизвестный для Запада самолёт оказался куда проворнее, чем ожидалось. Зиновьеву удалось на оставшемся участке полосы не только развернуть машину, но и взлететь. После чего командир звена уже без препятствий добрался до пункта назначения. К слову, остальные самолёты также самостоятельно и благополучно долетели до аэродрома в Коттбусе.
В итоге история разрешилась благополучно. /Фото: rg.ru
Капитан Зиновьев по приземлении был тут же вызван на ковёр к начальству, однако серьёзных последствий эта история для него так и не имела. Сыграла роль и его репутация: по данным редакции Novate.ru, тремя годами ранее им был сбит американский самолет-разведчик. К тому же в итоге НАТО так и не смогли загнать лётчика и самолёт в ловушку, и единственное, что им оставалось - это смотреть, как секретная советская разработка военной авиации улетает восвояси, так и не дав им познать её секреты.
Хочешь узнать, какое различие можно заметить у отечественных и американских реактивных самолётов на форсаже? Тогда смотри видео на нашем канале:
В дополнение к теме: «Лиса в небе»: из-за какого советского самолета в конгрессе США организовывали экстренные слушания