
Едва ли кто-то станет отрицать, что продукты массовой культуры и информация из СМИ – это не самые хорошие источники информации. Особенно, если речь заходит о чём-то, что касается политической материи. И всё же, было бы наивно полагать, что СМИ и массовая культура не оказывают никакого воздействия на умы и сердца миллионов граждан. Так, многие вещи укореняются в памяти именно благодаря продуктам так называемой «мягкой силы». В том числе и многие вещи, касающиеся оружия.
1. Т-72 – «оскорбление для танков»

Худший танк по мнению некоторых.
Ярче всего господин Томас Лео Клэнси-младший прошёлся в своих книжках по советским танкам Т-72. Кстати, с последними он был знаком лично, более того оставил об этом знакомстве достаточно развёрнутые впечатления. В одном из своих опусов писатель и вовсе назвал Т-72 не иначе как «оскорблением для танков». Клэнси посетовал на то, что в американском М1 «Абрамс» свободного места едва ли ни в 2.5-3 раза больше. Помимо тесноты советского ОБТ, Клэнси особенно не понравилось большое количество выступающих острых частей. При этом при знакомстве с Т-72 писатель так и не понял, есть ли у советской машины тормоза (это он иронизировал по поводу плохой отзывчивости последних). Но больше всего писателю не понравились рычаги управления, манипулируя которыми он так и не смог (по его же словам) вывести боевую машину на прямую траекторию.
2. Тайфун – «слишком шумная подлодка»

Вся эта история, та ещё шляпа.
В 1984 году в свет вышла новая книжка Клэнси под названием «Охота за Красным октябрём». Даже те, кто не читал сей опус в оригинале, наверняка знакомы с одной из экранизаций: в 1990 году на экраны вышел художественный фильм Джона Мактирнана с таким же названием, главные роли в котором исполнили сэр Томас Шон Коннери и Алек Болдуин. И в фильме, и в оригинальной книге советская подлодка – вымышленная и является одной из (седьмой по счёту) модификацией субмарины проекта 941 «Акула», которую с подачи Брежнева на западе называют «Тайфуном». Как и полагается автору холодной войны, в книге Клэнси разносит советское военное судостроение в пух и прах. Похвалив субмарину на копейку, в дальнейшем автор выливает на «Акулы» ушат известной субстанции. Так, в книге, хотя Томас Клэнси и признаёт быстроходность советских подлодок, он тут же нивелирует всякие их достоинства указывая на абсолютную беспомощность советских кораблей перед американским флотом из-за их шумности. Собственно, по сюжету книги именно эта ахиллесова пята и становится причиной гибели «Красного Октября».
3. МиГ-25 – «негодный самолёт для продолжительного боя»

Был угнан предателем Беленко.
История напрямую никак не связана непосредственно с личностью Томаса Клэнси, однако степень накала в ней всецело достойна произведений последнего! Началось всё в 1954 году, когда в США выкатили на испытания самолёт B-70 Valkyrie. Новинка оказалась так себе из-за чего к началу 1960-х годов проект решили заморозить. А между тем в СССР началась разработка нового МиГ-25, который проектировался, в том числе с прицелом на возможность перехвата сверхскоростных B-70 Valkyrie. Появление у СССР нового истребителя, вынуждает США начать настоящую охоту за перспективной новинкой. В итоге, в 1976 году обновленный МиГ-25П под управлением лётчика-предателя Викторе Беленко приземляется в Японии. Нужно ли говорить, что прежде, чем вернуть самолёт СССР, американцы его полностью изучили? А спустя некоторое время заокеанское издание «We Are The Mighty» (Мы – могущественны) разрядилось ура-патриотическим материалом о том, что хвалёные советские МиГ-25 – это самолёт ни разу не проявивший себя в бою и вообще откровенно устаревшая, противная машина. Дополнительно самолёт поругали за огромный расход топлива и плохой вид из кабины.
4. Несколько слов в заключение…

Сам Беленко дожил до распада СССР.
В заключение остаётся подчеркнуть, что господин Томас Лео Клэнси-младший ни в коем случае не является оружейным экспертом. Хотя его художественные произведения и известны благодаря проработанной технической составляющей, большинство высказываний автора на этот счёт носит не только субъективный оценочный характер, но и откровенно агитационно-пропагандистский. Поэтому, с одной стороны, важно помнить, что в США хватает куда более компетентных специалистов, способных трезво оценивать восточные вооружения со всеми их плюсами и минусами. Не стоит питать себя опасными и вредными иллюзиями о том, что американцы – это какие-то «заокеанские дураки», не способные к здравой оценке.

Господин Клэнси.
С другой стороны, нельзя отрицать что творцы подобные Томасу Клэнси безусловно являются пехотой информационной войны (кстати, не всегда до конца осознанно или априори злонамеренно), занимающейся одновременно как (скажем мягко) воодушевлением своих соотечественников, так и деморализацией граждан наиболее вероятного противника. В том числе за счёт произведений «мягкой силы» в лице, казалось бы, ни к чему не обязывающих чисто художественных книжек об альтернативном будущем в жанре технотриллера.
А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:
В продолжение темы читайте о том, почему многие автомобилисты остаются недовольны AGM-аккумуляторами.
