В самолётостроении постоянно используются передовые технологии и последние научно-технические достижения, сделанные во время разработки очередного проекта. Если же работу доверяют настоящим фанатам своего дела, может получиться интереснейший самолёт. Возможно, очередной инновацией в этой области станет транспортник BWB, над экспериментальным прототипом которого трудятся специалисты сразу нескольких американских компаний.
Эксперимент
Макет BWB, вид снизу./ Фото: mavink.com
Военное ведомство Соединённых Штатов имеет большой интерес в совершенствовании собственных воздушно-транспортных средств. На текущий момент американские вооруженные силы базируются во многих странах, и для обеспечения их всем необходимым, а также для быстрой передислокации требуются более совершенные транспортные самолёты. Они просто обязаны летать дальше и быстрее, и при этом перевозить больше грузов. Для авиаконструкторов это стало настоящей проблемой. За долгие десятилетия они подошли к пределу возможностей самолётов с традиционной конструкцией. Современные самолёты модернизировать очень тяжело без применения инновационных технологий и изменения принципиальной схемы. Именно поэтому Министерство обороны США начало проект по созданию новейшего транспортника.
Крыло макета BWB./ Фото: mavink.com
В конце лета 2023 года завершился открытый конкурс, на котором выбирали проект перспективного самолёта для ВВС Соединённых Штатов. Впрочем, совсем не факт, что его будут выпускать серийно. Для начала подрядчик должен будет разработать детальный технический проект, построить экспериментальный прототип и провести лётные испытания. В том случае, если всё пройдёт хорошо, а новый самолёт покажет впечатляющие результаты, Пентагон даст своё добро на начало серийного производства. Крайний срок создания прототипа – 2027 год, и на эти цели правительство США выделит около 235 миллионов долларов. В роли подрядчика выступают три компании: JetZero, Scaled Composites и Northrop Grumman, объединившие усилия в работе над одним проектом.
Самолёт Blended Wing Body
Концепт перспективного самолёта./ Фото: pinterest.com
Специалисты из JetZero не раскрывают никаких сведений о том, почему они решили выбрать столь необычную компоновку для нового самолёта BWB, а она очень неординарная. Американские авиаконструкторы уже строили самолёты типа летающее крыло, и у них есть солидный опыт их использования. Возможно, именно поэтому они и не стали наступать на те же грабли ещё раз. У подобных самолётов есть несколько крупных недостатков, такие как плохая управляемость и недостаточная устойчивость, которые перечёркивают все возможные преимущества их применения. Впрочем, это не помешало воспользоваться уже имеющимися наработками в этой области и внести некоторые изменения в конструкцию, чтобы компенсировать известные всем проблемы.
Место для крепления гондол на корме./ Фото: pinterest.com
Самолёт BWB построен по интегральной схеме, то есть он сочетает в себе черты обычного планера и летающего крыла, а его основу составляет широкий фюзеляж, который и обеспечивает большую часть подъёмной силы. К нему прикрепили два сравнительно небольших крыла, предназначенные для поддержания равновесия в воздухе и улучшения управляемости. Благодаря столь оригинальному решению самолёт в теории должен обладать отличной грузоподъёмностью и большой дальностью полёта, благо, что крыло огромного размера обеспечивает большую подъёмную силу и в итоге экономит немало топлива.
На испытательном стенде./ Фото: pinterest.com
В отличие от всех самолётов подобного типа, гондолы авиационных двигателей установлены поверх фюзеляжа BWB. Благодаря такому решению внутри появилось довольно много свободного места, поэтому грузовой или пассажирский отсек получился очень большим. К настоящему времени проект перспективного самолёта далёк от завершения и существует только в виде документации и нескольких рендеров. Пока что он находится в разработке и постоянно меняется, и хотя бы о приблизительных технических параметрах говорить не приходится.
Масштабный макет./ Фото: mavink.com
Одна из особенностей экспериментального самолёта – оптимизированная аэродинамика и куда большая экономичность. За счёт аэродинамических решений удалось существенно снизить лобовое сопротивление и намного увеличить подъёмную силу. В итоге расчётное потребление топлива должно снизиться практически на 50% по сравнению с самолётами обычной компоновки. Полезный побочный эффект такой конструкции – чрезвычайно широкий фюзеляж. Образовавшееся внутри него большое внутреннее пространство позволило намного увеличить грузовые отсеки.
BWB-заправщик./ Фото: newatlas.com
Планируется, что BWB можно будет использовать и для перевозки пассажиров, и в качестве грузового транспорта. К тому же планируется ещё одна модификация – воздушный танкер для дозаправки самолётов в воздухе. Постройка перспективного самолёта подобной компоновки может дать множество преимуществ, но проблем приносит ничуть не меньше. Его постройка обойдётся в круглую сумму, а эксплуатация будет стоить ничуть не меньше. Пойдёт ли этот прототип в серийное производство, пока что неизвестно, впрочем, даже судьба прототипа остаётся неясной.
Американские конструкторы не делятся даже примерными размерами BWB, но он вряд ли сможет конкурировать с самыми большими самолётами в мире.