Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Если внимательно посмотреть на советские городские автобусы, то можно заметить одну крайне любопытную деталь: у большинства автобусов, выпущенных до начала 1980-х годов, присутствует отдельная дверь для водителя. В то же время, приближаясь хронологически ко второй половине 1980-х годов в Союзе, появляется все больше автобусов без той самой двери. Возникает вопрос: почему конструкторы решили от неё отказаться?


Советских автобусов было много. /Фото: zr.ru.

Советских автобусов было много. /Фото: zr.ru.


Только крупных автобусных заводов и фабрик в Советском Союзе было более десяти. Автобусы выпускались на таких предприятиях как ГАЗ, ЗИЛ, КАвЗ, МАРЗ, ЛиАЗ, МАЗ, НефАЗ, ПАЗ, РоАЗ, РАФ и не только. За полувековую историю советского автобусостроения отечественные предприятия разработали и выпустили не один десяток моделей. При этом если изучить модельный ряд советских предприятий, то даже не самый внимательный человек рано или поздно обратит внимание на одну любопытную тонкость. Так, у большинства моделей ранних советских автобусов присутствует отдельная дверь для водителя, в то время как у более поздних моделей она чаще всего отсутствует.




У старых моделей была дверь. /Фото: 5koleso.ru.

У старых моделей была дверь. /Фото: 5koleso.ru.


Одним из самых ярких примеров в этом отношении являются советские автобусы модельного ряда Львовского автобусного завода (ЛАЗ). Еще в 1970-е годы подавляющее большинство машин, спроектированных специалистами этого предприятия, было оснащено отдельными водительскими дверями, располагавшимися слева от водительского места. Однако, уже ко второй половине 1980-х годов, практически все автобусы новых моделей (и даже некоторые старых моделей) лишились боковой двери для водителей. Причем, в аналогичном ключе развивался дизайн автобусов и на других советских предприятиях. Так почему же дизайнеры стали отказываться от этого элемента конструкции? Но на самом деле всё достаточно просто.

Постепенно от дверей стали отказываться. /Фото: drive2.ru.

Постепенно от дверей стали отказываться. /Фото: drive2.ru.


Прежде всего стоит отметить, что отказываться в автобусах от отдельных водительских дверей стали отнюдь не только в Советском Союзе. На момент 1980-х годов подобный дизайн был «общим местом» в разработке современных моделей автобусов по обе стороны Атлантического океана. В первую очередь отказывались от их из соображений банальной экономии, упрощения и рационализации производства. В какой-то момент конструкторы пришли к простой идее о том, что водитель вполне может использовать дверь, предназначенную для пассажиров. Уже в 1990-е годы эта идея получила дальнейшее развитие. Водитель автобусов вновь приобрел «собственную» дверь, однако она в действительности была лишь половинкой обычной пассажирской двери, створки которой разделялись в салоне общественного транспорта перегородкой.

В современных автобусах отдельных дверей нет. /Фото: kem.kp.ru.

В современных автобусах отдельных дверей нет. /Фото: kem.kp.ru.


Если внимательно изучить дизайн современных городских автобусов, то среди них практически не найдется тех, у которых была бы отдельная «самостоятельная» дверь для водителя. При этом нельзя не отметить, что подобное упрощение конструкции имеет и другие преимущества, помимо банальной экономии. Например, отказ от водительской двери слева освободил место для размещение дополнительной панели управления. Кроме того, современные автобусные кузова без дополнительной левой двери отличаются большей надежностью и безопасностью, в виду лучшей жесткости и прочности конструкции.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про М-73: почему советское руководство решило оставить советских граждан без нового перспективного мотоцикла.


Обратите внимание:







1469
25.03.2025 08:31
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё