
Машина, что должна была изменить ВВС. /Фото: de.wikipedia.org
Работа в советских конструкторских бюро не останавливалась ни на день. Порой отечественные специалисты трудились даже в инициативном порядке, создавая перспективные механизмы, обгоняющие время. Однако, были и обратные случаи, когда, казалось бы, новейшие разработки по итогу оказывались весьма сомнительными достижениями не на переднем крае науки и техники, а в хвосте обстоятельств и реального положения дел «на земле».
1. Опоздавший ко времени предшественник

Илюшин оказался заложником успеха. /Фото: rg.ru.
После окончания Второй мировой войны конструкторское бюро Ильюшина в известной степени стало заложником собственной славы. После невероятно успешного штурмовика Ил-2 от КБ закономерным образом ждали новой добротной ударной машины. В конце 1940-х «Ильюшин» представил на суд советских ВВС тяжело бронированный штурмовик Ил-20. Однако, машина не произвела должно впечатления на военных. А вскоре начавшаяся война в Корее и вовсе подтвердила простую истину: эпоха боевой поршневой авиации ушла в прошлое и отныне будущее было за реактивными самолётами. На фоне этих обстоятельств советские конструкторы из КБ Ильюшина предложили военным новый эскизный проект.

Штурмовик Ил-10. /Фото: topwar.ru.
Так, появилась концепция новейшего штурмовика с двумя реактивными двигателями Ил-40. К 1954 году опытную модель воплотили в металле, начались государственные испытания, на которых машина проявила себя неоднозначно. С одной стороны, Ил-40 демонстрировал неплохие показатели по целому ряду ключевых характеристик, а также был достаточно простым в управлении, чтобы в кратчайшие сроки пересаживать на него лётчиков-истребителей с МиГ-15. С другой стороны, самолёт обладал по мнению военных недостаточной бомбовой нагрузкой, а также страдал от помпажа двигателя в момент использования пушек и пулемётов. По этим причинам Ил-40 пришлось дорабатывать и переделывать, однако окончательно претензии к машине так и небыли устранены.

Сначала сделали Ил-40. /Фото: globalsecurity.org.
В итоге проект Ил-40 было решено свернуть уже в 1956 году по причине несоответствия машины вызовам времени. С одной стороны, Ил-40 по мнению советских военных больше не обладал достаточной устойчивостью к современным на тот момент средствам ПВО. С другой стороны, в СССР изменилась военная доктрина, согласно которой классическая штурмовая авиация упразднялась и заменялась на (как тогда, казалось) более современную и перспективную истребительно-бомбардировочную (ИБА). В свою очередь последняя требовала создания принципиально новой машины с другими тактико-техническими характеристиками. Так, проект Ил-40 лёг на полку на долгие годы.
2. Попытка № 2

Машина получилась спорной /Фото:. wiki.wargaming.net.
Как уже можно было догадаться, наш сегодняшний герой в лице штурмовика Ил-102 является идейным и конструктивным наследником упомянутого выше Ил-40. В конце 1960-х годов в Советском Союзе заговорили о том, что ИБА – это, конечно, хорошо, но классические штурмовики (пускай, и на новом технологическом уровне) войскам всё-таки нужны. Тогда-то специалисты КБ Ильюшина и вытянули из пыльного чулана отринутый ранее проект Ил-40, наработки по которому было разумно использовать в качестве отправной точки для реставрации отечественной штурмовой авиации. Активная фаза разработки новой машины пришлась на 1970-е годы. В процессе этой работы советские конструкторы приняли решение об окончательном отказе от концепции бронированного корпуса в пользу защиты лишь критически важных мест конструкции и узлов.

Была предпринята новая попытка. /Фото: war-book.ru.
Увы, дальше у специалистов КБ Ильюшина получилось как в том советском анекдоте: сколько раз не пересобирал велосипед, всё равно каждый раз автомат Калашникова получается. Нечто подобное по итогу получилось и с попыткой глубокой переработки Ил-40. Как не старались конструкторы «Ильюшина», из раза в раз у них получался де-факто морально устаревший Ил-2/Ил-10 в новом обличии и на реактивной тяге. Положа руку на сердце, назвать перспективный Ил-102 хорошим самолётом не представлялось возможным. Машина и близко не соответствовала заявленным требованиям военных, а по некоторым вопросам штурмовик и вовсе выглядел нелепо. Например, ещё в 1970-е годы было решительно непонятно, зачем ударному самолёту раздутая до 10 км высота полёта.

Дальнейшие события показали бесперспективность проекта. /Фото: aeronavtika.com.
Тем не менее, советские специалисты продолжали тащить этот проект аж до начала 1980-х годов, когда прототип штурмовика совершил первый полёт. После почти 250 вылетов команде разработчиков пришлось окончательно признать, что проект Ил-102 – это тупиковая ветвь развития штурмовой авиации. В 1984 году самолёт отправили на консервацию, а ещё спустя 5 лет окончательно списали из состава советских ВВС.
3. Выходит, советские ВВС остались без нового штурмовика?

Лучше Су-25 – нет. /Фото: topwar.ru.
Нет, не остались. Ибо подобные разработки велись и в других конструкторских бюро. Ещё в 1975 году первый полёт совершил новейший штурмовик Су-25, конструкция которого выросла из проекта не самого удачного истребителя Су-7. Который, тем не менее, после нескольких итераций модернизации и доработки превратился из «гадкого утёнка» Су-7Б в прекрасного лебедя Су-17. В дальнейшем эта работа легла в основу знаменитого «Грача», различные модификации которых продолжают «прилетать» (и не только по весне) в горячие точки по всему земному шару. В эксплуатацию первые Су-25 пошли уже в 1981 году. После этого не прошло и нескольких лет, как советским военным стало понятно – другая машина ВВС уже не нужна.
А вот интересное видео с нашего канала - как шасси самолёта на полной скорости выдерживает вес и не взрывается:
В продолжение темы читайте о бронеюбке для танка – чем она не нравилась немецким танкистам.
